Программы поддержки Формы и виды поддержки Инфраструктура поддержки Реестр субъектов получателей поддержки Законодательство

Календарь событий

ДЕКАБРЬ 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31  

Колонка эксперта

Как защитить свои права в суде

Рассмотрение дела в Арбитражном суде первой инстанции

Определение подведомственности:

Правильное определение подведомственности является одним из сложных, но вместе с тем и главным этапом обращения в суд.

Общие правила подведомственности дел арбитражному суду содержатся в ст. 27 АПК РФ, в соответствии с которыми к компетенции арбитражных судов относится рассмотрение дел по экономическим спорам и других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Действующее законодательство не содержит определения «экономические споры», поэтому возникает очень много разночтений при определении подведомственности дела арбитражному суду.

Кроме того, арбитражные суды вправе рассматривать дела и с участием организаций, не являющихся юридическими лицами, а также граждан, не обладающих статусом предпринимателя, если, например, в арбитражный суд поступило заявление, в котором оспаривается отказ в государственной регистрации(уклонение от государственной регистрации) организации либо гражданина, намеревающегося получить статус предпринимателя. Заявители в данном случае еще не зарегистрированы в качестве юридического лица или предпринимателя и в силу этого таковыми не являются.

С учетом того, что по ныне действующему АПК РФ участники спора, подведомственного арбитражному суду, необязательно должны быть юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, на первый план выступает такой критерий, как характер спора, его связь с предпринимательской или иной экономической деятельностью. В любом случае в этих спорах должен присутствовать «экономический элемент», «хозяйственное содержание», «предпринимательский интерес», независимо от того, возникли они из гражданских, административных или иных публичных правоотношений.

К экономическим спорам, возникающим из гражданских правоотношений, можно, в частности, отнести споры об изменении условий или о расторжении договоров; о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств; о признании права собственности; об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения; о возмещении убытков.

Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных отношений, касаются оспаривания нормативных правовых актов, оспаривания ненормативных правовых актов, действий и решений органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Указанные споры являются достаточно распространенными в предпринимательской среде и их условно можно разделить на две категории дел.

К первой категории дел относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Например, в соответствии с частью 2 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в арбитражный суд могут быть обжалованы нормативные правовые акты налоговых органов.

В остальных случаях нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, затрагивающие права и законные интересы организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются судами общей юрисдикции.

Под нормативными правовыми актами понимаются издаваемые (принимаемые) уполномоченными государственными органами письменные акты, устанавливающие обязательные для исполнения правила поведения, рассчитанные на многократное применение и адресованные неопределенному кругу лиц.

Нормативные правовые акты могут быть выражены в виде законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, инструкций, положений и т.д.

Дела указанной категории рассматриваются по общим правилам искового производства в арбитражном суде, с учетом особенностей установленных Гл.22 АПК РФ.

Ко второй категории дел относятся дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Ненормативные или индивидуальные правовые акты – акты органов государственной власти и местного самоуправления, которые не содержат общих правил поведения, а устанавливают конкретные предписания, адресованные конкретному лицу или группе лиц и устанавливающие, изменяющие или прекращающие его (их) конкретные права и обязанности.

Решение государственного органа или органа местного самоуправления представляет собой властное (обязательное) предписание, вынесенное в пределах его компетенции по рассматриваемому вопросу, затрагивающему права и законные интересы индивидуального предпринимателя или организации.

Внешне решение может быть выражено в самых разнообразных письменных формах (письма, протоколы, резолюции должностного лица на письменных обращениях и др.).

В отличие от решения, которое определенным образом фиксируется в документе, объектом судебно-арбитражного обжалования являются действия, то есть фактические деяния, совершаемые государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами, которыми затрагиваются права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Подобные действия совершаются главным образом при осуществлении контрольных функций налоговыми, таможенными, антимонопольными органами, органами государственного контроля и надзора, исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может обратиться в суд, если действия указанных органов и должностных лиц противоречат закону и иным правовым актам, а также нарушают его права и законные интересы.

Бездействие государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц чаще всего выражается в уклонении от исполнения в срок обязанности, которая правовым актом возложена на них. Например, непредставление налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа (пункт 7 статьи 32 НК РФ); уклонение от возврата излишне уплаченных сумм налогов.

По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Помимо перечисленных дел, к компетенции арбитражного суда отнесены и дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Эти дела рассматриваются в порядке особого производства и к ним относятся дела об установлении таких фактов, как факт владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом; факт государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в определенное время и в определенном месте и т.д. (ст. 218 АПК РФ).


Процедура подачи иска и рассмотрения дела

Процедуре обращения в суд обязательно должно предшествовать рассмотрение вопроса о сроках исковой давности обращения в суд, установленные в Главе 12 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ).

Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Важно. Общий срок исковой давности устанавливается в три года, который начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст.ст.195, 200 ГК РФ).

Необходимо также помнить о специальных сроках исковой давности для отдельных видов требований, сокращенных или более длительных по сравнению с общим (ст.197 ГК РФ).

Кроме того, АПК РФ также устанавливает сроки обращения с исковым заявлением в арбитражный суд, например, о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными, который составляет три месяца со дня, когда организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (ст.198 АПК РФ).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Важно. Подаче искового заявления в арбитражный суд должна предшествовать уплата государственной пошлины, в размере, определяемом в зависимости от цены иска или в фиксированной сумме по требованиям неимущественного характера (ст.333.21 НК РФ).

Например, при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина установлена для физических лиц - 200 рублей, а для организаций - 2 000 рублей.

На официальных сайтах арбитражных судов субъектов РФ в сети Интернет имеется калькулятор расчета размера государственной пошлины и реквизиты для ее оплаты. (http://www.arbitr.ru/as/subj/ ).

В случае удовлетворения искового заявления государственная пошлина истцу возвращается, с возложением расходов по ее уплате на ответчика.

Исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме и подписывается истцом или его представителем.

По общему правилу иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика (ст.35 АПК РФ) (http://www.arbitr.ru/as/subj/ ).

Важно. Вместе с этим АПК РA устанавливает правила исключительной подсудности (ст. 38 АПК РФ) и подсудности по выбору истца (ст.36 АПК РФ), которые необходимо учитывать при подаче иска.

В исковом заявлении должны быть указаны:

1) наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;

2) наименование истца, его место нахождения; если истцом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

3) наименование ответчика, его место нахождения или место жительства;

4) требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам - требования к каждому из них;

5) обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;

6)цена иска, если иск подлежит оценке;

7) расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;

8) сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;

9) сведения о мерах, принятых арбитражным судом по обеспечению имущественных интересов до предъявления иска;

10) перечень прилагаемых документов.

Истец обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении (ст.125 АПК РФ).

Дело должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и на принятие решения по делу, если АПК РФ не установлено иное (ч.1 ст.152 АПК РФ).

Важно. Указанный срок может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса (ч.2 ст.152 АПК РФ).

По результатам рассмотрения дела суд в первой инстанции суд принимает решение.

Решение арбитражного суда первой инстанции, вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (ст.180 АПК РФ).

Важно. Решения арбитражного суда по делам об административных правонарушениях, а в случаях, предусмотренных АПК РФ или иным федеральным законом, и по другим делам вступают в законную силу в сроки и в порядке, которые установлены АПК РФ или иным федеральным законом.

Например, решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба (ст.206 АПК РФ).

Решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции (ст.181 АПК РФ).

Решение арбитражного суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном АПК РФ и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.

Например, решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, а также решения по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) указанных органов подлежат немедленному исполнению (ст.181 АПК РФ).


Апелляционная инстанция (решение арбитражного суда первой инстанции)

Решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства.

В России по территориальному принципу создано 20 апелляционных судов, которые осуществляют проверку решений принятых арбитражными судами субъектов РФ. (http://www.arbitr.ru/as/appeal/ )

Апелляционная жалоба подается через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд, который обязан направить ее вместе с делом в соответствующий арбитражный суд апелляционной инстанции в трехдневный срок со дня поступления жалобы в суд.

В апелляционной жалобе не могут быть заявлены новые требования, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции (ст. 257 АПК РФ).

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения, если иной срок не установлен АПК РФ(ст.259 АПК РФ).

Например, решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Жалоба подается в арбитражный суд в письменной форме и подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем, уполномоченным на подписание жалобы.

Арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу на решение арбитражного суда первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и на принятие судебного акта, если иное не установлено АПК РФ (ст.267 АПК РФ).

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе:

1) оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения;

2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт;

3) отменить решение полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить исковое заявление без рассмотрения полностью или в части.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции принимает судебный акт, именуемый постановлением.


Кассационная инстанция (решение арбитражного суда первой инстанции)

Решение арбитражного суда первой инстанции, вступившее в законную силу, за исключением решений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного обжалования.

В России создано 10 Федеральных арбитражных судов, осуществляющих проверку решений, принятых арбитражными судами субъектов РФ и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в судебных округах (http://www.arbitr.ru/as/okrug/ ).

Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.

Арбитражный суд, принявший решение, обязан направить кассационную жалобу вместе с делом в соответствующий арбитражный суд кассационной инстанции в трехдневный срок со дня поступления жалобы в суд.

Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда, если иное не предусмотрено АПК РФ.

Например, решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, за исключением решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу (ст.195 АПК РФ).

Важно. По ходатайству лица, обратившегося с кассационной жалобой, пропущенный срок подачи кассационной жалобы может быть восстановлен арбитражным судом кассационной инстанции при условии, что ходатайство подано не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта и арбитражный суд кассационной инстанции признает причины пропуска срока уважительными.

Арбитражный суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу на судебный акт арбитражного суда в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления кассационной жалобы вместе с делом в арбитражный суд кассационной инстанции, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе:

1) оставить решение арбитражного суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения;

2) отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт

3) отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд

4) отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и передать дело на рассмотрение другого арбитражного суда первой или апелляционной инстанции в пределах одного и того же судебного округа,

5) оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений;

6) отменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить исковое заявление без рассмотрения полностью или в части.


Надзорная инстанция (вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов)

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации могут быть пересмотрены в порядке надзора по правилам настоящей главы Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации по заявлениям лиц, участвующих в деле.

Заявление или представление о пересмотре в порядке надзора судебного акта может быть подано в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.

Важно. Срок подачи заявления или представления о пересмотре в порядке надзора судебного акта, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими заявлением или представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об оспариваемом судебном акте, по ходатайству заявителя может быть восстановлен судьей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта.

Заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора направляется непосредственно в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в письменной форме. Заявление или представление должно быть подписано лицом, ходатайствующим о пересмотре судебного акта, или его представителем.

По результатам рассмотрения суд может вынести определение о передаче дела для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора и направляет его в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вместе с заявлением или представлением и истребованным из арбитражного суда делом или направить дело на рассмотрение в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что данный судебный акт не пересматривался в порядке кассационного производства.

По результатам рассмотрения дела о пересмотре судебного акта в порядке надзора Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вправе:

1) оставить оспариваемый судебный акт без изменения, а заявление или представление без удовлетворения;

2) отменить судебный акт полностью или в части и передать дело на новое рассмотрение в арбитражный суд, судебный акт которого отменен или изменен. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе суда;

3) отменить судебный акт полностью или в части и принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение;

4) отменить судебный акт полностью или в части и прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения полностью или в части;

5) оставить без изменения один из ранее принятых по делу судебных актов.


Рассмотрение дела в суде общей юрисдикции (гражданском суде)

О подведомственности:

Как было отмечено ранее, большинство экономических споров, возникающих в процессе осуществления предпринимательской деятельности подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Вместе с этим, часть споров, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и возникающих из публичных правоотношений, не подведомственна арбитражному суду и для защиты своих прав предприниматель должен обращаться в суд общей юрисдикции (гражданский суд).

Так в соответствии со ст.29 АПК РФ арбитражный суд рассматривает экономические споры и иные дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Таким образом, если федеральным законом не предусмотрено, что спор об оспаривании нормативно-правовой акта, затрагивающего права и законные интересы организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности подведомственен арбитражному суду, то он подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.

Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (ст.251 ГПК РФ).

Кроме того, предприниматель вправе оспорить в гражданском суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, нарушающего его права и свободы (ст.254 ГПК РФ), если данный спор не подведомственен арбитражному суду.

Например, заявление об обжаловании действий сотрудников милиции при проведении оперативно-розыскных мероприятий, нарушающие законные права и интересы предпринимателя, следует подавать не в арбитражный суд, а в гражданский суд.


Процедура подачи иска и рассмотрения дела в первой инстанции в суде общей юрисдикции (гражданском суде)

Дела данной категории рассматриваются и разрешаются судом по общим правилам искового производства, с учетом особенностей установленных ГПК РФ для них.

Важно. Заявлению в суд должно предшествовать определение установленных ГК РФ сроков исковой давности, с учетом специальных сроков установленных ГПК РФ.

Например, обращение в суд с заявлением об обжаловании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, нарушающего его права и свободы, должно быть подано в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления (ст.256 ГПК РФ).

Важно. Перед подачей заявления необходимо уплатить государственную пошлину, установленную ст.333.19 НК РФ.

Например, при подаче заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц:

  • для физических лиц - 200 рублей;
  • для организаций - 3 000 рублей.

При подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, - 200 рублей.

Заявление в суд подается с учетом требований о подсудности, установленных ст.ст.23-27 ГПК РФ.

Например, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.

Верховный суд РФ рассматривает дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства Российской Федерации; об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.

Районные суды рассматривают остальные дела, за исключением дел подсудным Верховному суду РФ, судам субъектов РФ и мировым судам.

Большая часть дел, связанная с обращением предпринимателей рассматривается районными судами.

Суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица.

Важно. По общему правилу заявление подается по месту нахождения ответчика, т.е. государственного органа или должностного лица, чьи действия или решения обжалуются (ст.28 ГПК РФ).

Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается судом в течение месяца, а Верховным Судом Российской Федерации - в течение трех месяцев со дня его подачи с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением (ст.252 ГПК РФ).

По результатам рассмотрения заявления суд может вынести следующие решения:

- признать, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, отказывает в удовлетворении соответствующего заявления;

- установить, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признать нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Заявление об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих рассматривается судом в течение десяти дней, а Верховным Судом Российской Федерации - в течение двух месяцев.

Важно. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.

Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ст.258 ГПК РФ).

Решение суда вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если оно не было обжаловано в порядке кассационного производства.

В случае подачи кассационной жалобы решение суда, если оно не отменено, вступает в законную силу после рассмотрения дела судом кассационной инстанции. Решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу.


Кассационная инстанция (решения суда общей юрисдикции (гражданского суда))

На решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба.

Не вступившие в законную силу решения суда первой инстанции могут быть обжалованы в кассационном порядке:

1) решения районных судов - соответственно в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа,;

2) решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов,  - в Верховный Суд Российской Федерации;

3) решения Судебной коллегии по гражданским делам - в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

Кассационные жалоба, представление подаются через суд, принявший решение (ст.337 ГПК РФ).

Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме (ст.338 ГПК РФ).

Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, должны рассмотреть поступившее по кассационным жалобе, не позднее чем в течение месяца со дня его поступления.

Верховный Суд Российской Федерации должен рассмотреть поступившее по кассационным жалобе дело не позднее чем в течение двух месяцев со дня его поступления.

Суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационной жалобы предпринимателя вправе:

  • оставить решение суда первой инстанции без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения;
  • отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в том же или ином составе судей, если нарушения, допущенные судом первой инстанции, не могут быть исправлены судом кассационной инстанции;
  • изменить или отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся и дополнительно представленных доказательств;
  • отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения (ст.361 ГПК РФ).

Кассационное определение вступает в законную силу с момента его вынесения (ст.367 ГПК РФ).


Надзорная инстанция (решения суда общей юрисдикции (гражданского суда))

Вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда Российской Федерации, могут быть обжалованы в порядке надзорного производства.
Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что указанными лицами были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу (ст.336 ГПК РФ).

Надзорная жалоба подается:

- на кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные решения и определения районных судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей - соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

- на постановления президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, - в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

- на вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации; на вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции; на определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации; на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ею в кассационном порядке, - в Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

По результатам изучения надзорной жалобы судья выносит определение:

- об отказе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорная жалоба, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;

- о передаче надзорной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.

В суде надзорной инстанции, за исключением Верховного Суда Российской Федерации, надзорная жалоба рассматривается не более чем один месяц, если дело не было истребовано, и не более чем два месяца, если дело было истребовано, не считая периода времени со дня истребования дела до дня его поступления в суд надзорной инстанции.

В Верховном Суде Российской Федерации надзорная жалоба рассматривается не более чем два месяца, если дело не было истребовано, и не более чем три месяца, если дело было истребовано, не считая периода времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.

Дела рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не более чем месяц, а в Верховном Суде Российской Федерации не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.

Суд, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе:

1) оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу о пересмотре дела в порядке надзора без удовлетворения;

2) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;

3) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.

Формы заявлений в арбитражный суд

Скачать:  Иск о взыскании задолженности по арендной плате.doc
Скачать:  Иск о незаконном отказе в регистрации.doc
Скачать:  О признании недействительным решение о привлечении в налоговой ответс венности.doc
Скачать:  О признании незаконным действий должностного лица.doc
Скачать:  О признании незаконным ненормативного акта гос. орагана.doc
Скачать:  О признании незаконным ненормативного акта налогового органа.doc
Скачать:  О признании незаконным нормативного акта Президента РФ.doc
Скачать:  Обжалование ненормативного акта налоговой.doc
Скачать:  Ходатайство о приотсановлении действия ненормативного акта.doc


Источник: Федеральный портал малого и среднего предпринимательства