Программы поддержки Формы и виды поддержки Инфраструктура поддержки Реестр субъектов получателей поддержки Законодательство

Календарь событий

ИЮЛЬ 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31  

Колонка эксперта

Доступ экспортеров на рынки

На сегодняшний день конкуренция на международных рынках как никогда сильна. Многие государства начинают испытывать давление конкурентов даже в традиционных отраслях специализации. Ярким примером может служить конкуренция в нефтегазовой отрасли, которая обостряется с появлением новых стран с увеличивающей добычей. Еще более острая конкуренция характерна для всех видом технологичных товаров с высокой добавленной стоимостью.

Инструменты конкуренции различны, однако, как правило, используются два вида мер, это меры тарифного и нетарифного регулирования. В каждой стране или регионе существует традиционный набор этих мер, который позволяет ограничивать конкуренцию на внутреннем рынке, а также поддерживать национальных производителей. Использование таких мер характерно также и для Российской Федерации. (Закон о Таможенном тарифе)

При рассмотрении потенциала того или иного зарубежного рынка следует исходить не только из оценок потенциала его роста, но и оценок конкуренции национальных производителей, а также мер, применяемых государством для их защиты, поскольку для ряда стран характерна стратегия ограничения конкуренции со стороны иностранных компаний, особенно в наиболее важных отраслях промышленности и сельского хозяйства. Зачастую меры тарифного и нетарифного регулирования применяются исходя не столько из экономических, сколько из политических причин. Отдельные случаи ограничения конкуренции и торговли – режимы санкций, применяемых в отношении одной или ряда стран.

В разделе представлен краткий анализ регионов мира с точки зрения доступности для российских товаров и основных торговых партнеров.


Европа

1.    Текущее состояние экономики региона

В настоящее время экономические показатели региона крайне неравномерны. Традиционные региональные лидеры – Германия, Великобритания, Франция, Испания, Италия - переживают период социальных и экономических проблем. На этом фоне наиболее стабильным выглядит положение Германии, которая за счет экспорта выступает локомотивом всей зоны евро. В остальных странах наблюдается усиление контроля за бюджетными расходами и их интенсивное сокращение, за счет снижения бюджетных трат. Основная статья экспорта – оборудование и сельскохозяйственные продукты, в том числе продукты питания. Важной статьей доходов для всех стран региона является туризм. Испания, Великобритания, Италия являются лидерами в этом направлении. Основные проблемы региона связаны со странами юга Европы – Грецией, Испанией, а также странами Балтии.

Наиболее важный сектор экономики – сфера услуг, доля порядка 65% ВВП.

Сектор сельского хозяйства остается наиболее проблемным и почти полностью субсидируется, что позволяет удерживать низкие цены на продовольствие.

Основная статья импорта региона в целом – энергоносители, что, прежде всего, связано с недостаточным количеством собственных месторождений.

Европейский союза является при этом крупнейшим экспортером и вторым по величине импортером в мире.

2.    Перспективные направления экспорта

Европейский союз импортирует до 50% потребляемых энергоносителей, и по некоторым прогнозам в ближайшие годы это значение вырастет до 60-62% от общего уровня потребления.

Перспективными также остаются поставки сельскохозяйственной продукции, в том числе зерна и других необработанных продуктов.

Для ряда стран региона достаточно остро стоит проблема нехватки древесины, а также редких полезных ископаемых.

Удобрения для сельскохозяйственных нужд также являются растущим сегментом в общем импортном объеме.

Сохраняются также неплохие перспективы экспорта интеллектуальной собственности, а также услуг, например оффшорного программирования.

3.    Ограничения доступа российских товаров

Одной из основных проблем при доступе российской продукции на рынок ЕС является использование Европейской Комиссией энергокорректировок при расчете нормальной стоимости в рамках антидемпинговых расследований. Данный механизм используется в отношении энергоемких российских товаров, таких как минеральные удобрения и трубная продукция, и позволяет даже в условиях фактического отсутствия демпинга рассчитать антидемпинговую пошлину в размере 15 %. Ежегодные потери российских экспортеров от таких действий Европейской Комиссии оцениваются в 500 млн. долл. США. Применение такого механизма нарушает правила Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией, с одной стороны, и европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, подписанного 24 июня 1994 г.

Другой проблемой является реализация новой политики в отношении химической продукции (системы REACH). В связи с необходимостью прохождения процедур регистрации химических веществ в составе импортируемой в ЕС продукции, российские экспортеры вынуждены нести дополнительные издержки в размере от 100 тыс. до 300 тыс. евро за участие в процедуре по классификации одного вещества. Кроме того, имплементация системы REACH сопровождается существенным количеством неурегулированных технических и методологических проблем, что заставляет экспортеров принимать решения «на свой страх и риск». При этом необходимо отметить, что классификация химических веществ может осуществляться с нарушением ряда процедурных аспектов. Так, например, в 2004 году хризотиловый асбест был классифицирован Европейской Комиссией как канцероген 1 категории, в связи с чем с 2005 года запрещена внутренняя торговля и импорт в ЕС асбеста и асбестосодержащих материалов.

С такой же проблемой столкнулись в настоящее время производители никелевых солей. В 2008 – 2009 годах Европейская Комиссия без достаточных научных обосновании классифицировала более 140 никелевых солей в качестве потенциально опасных химических соединений. В настоящее время такие вещества рассматриваются в качестве кандидатов на введение или ограничение их использования на рынке ЕС, в первую очередь в рамках процедуры авторизации в рамках системы REACH.

С 2003 года в ЕС введена тарифная квота на пшеницу мягких сортов со средним и низким содержанием протеина в размере 2 989 240 тонн, а с 2004 года – на ячмень в размере 300 000 тонн. Для России индивидуальная подквота на импорт пшеницы не выделена - Россия подпадает в категорию «Другие страны» вместе с Украиной и Казахстаном. Общий объем подквоты для всех третьих стран – 2 378 387 тонн на условиях «first come first served». Поставки продукции за пределами квот практически отсутствуют в силу запретительной ставки тарифа сверх квоты. Условия импорта продукции животного происхождения в страны-члены ЕС являются достаточно обременительными для российских экспортеров ввиду сложной системы обеспечения безопасности и качества поставляемой продукции. На сегодняшний день из России возможен импорт в ЕС только мяса кролика и мяса животных, добытых на охоте (оленина), яичного порошка, молочной и рыбной продукции, а также меда.


СНГ

1.    Текущее состояние экономики региона

Экономика стран региона неоднородна. Наряду с наиболее сильными государствами, такими как Украина, Белоруссия, Казахстан, Азербайджан, существует ряд стран с откровенно слабой экономикой, которые по большей части относятся к азиатскому кластеру СНГ.

Объединение стран позволило создать единое экономическое пространство, для свободного товародвижения. При этом в рамках объединения имеются страны с разной структурой экономик, что позволяет диверсифицировать взаимную торговлю.

По этой же причине достаточно тяжело говорить об общих показателях импорта для региона, поскольку для каждой страны они приобретаю различные значения.

Наиболее развитые страны переживают переход от индустриальной к постиндустриальной стадии, с развитием сферы услуг и высокотехнологичных областей. Менее развитые страны либо находятся в зачаточной стадии индустриализации, либо занимают крепкое положение поставщиков сырья.

Крайне важную роль играет формирование Таможенного союза трех государств-членов региона: России, Белоруссии и Казахстана, что позволит в ближайшем будущем снять многие вопросы по взаимному пересечению товарами границ.

Вместе с тем, страны региона формируют огромный рынок сбыта для российских товаров.

2.    Перспективные направления экспорта

Исходя из исторической близости государств региона, рынок сбыта для российских товаров давно и прочно сформирован. Фактически в настоящее время нет никаких ограничений, способных повлиять на сокращение широты номенклатуры поставок.

С другой стороны, при кажущей простоте товарного обмена в рамках экономического пространства стран региона, каждая из сторон старается защитить внутренний рынок, ограничивая импорт из государств-соседей.

3.    Ограничения доступа российских товаров

Азербайджан

В Азербайджане введены дифференцированные ставки акцизов на импортируемые легковые автомобили, яхты и иные плавательные средства. Увеличены ставки акцизов на импортную алкогольную продукцию.

Армения

В Армении применяется дифференцированный подход при взимании акцизного налога на алкогольную продукцию местного и импортного производства. Признавая дискриминационный характер принятых мер в отношении российских товаров, армянская сторона объясняет её принятие необходимостью применения антикризисных мер с целью стабилизации экономики страны.

В рамках закона «О табачной продукции» армянская сторона взимает сбор с импортируемой продукции, сумма которого в 1,5 раза превышает ставку аналогичного сбора для отечественной продукции. Кроме того, при калькуляции размера такого сбора была использована импортная ставка таможенной пошлины, которая, по сути, должна быть отменена во взаимной торговле в соответствии с соглашением о свободной торговле между Россией и Арменией.

Белоруссия

В Белоруссии последовательно проводится политика защиты внутреннего рынка от иностранного импорта. В целом действующие в Белоруссии ограничительные меры можно охарактеризовать следующим образом: - меры административного характера. Так, контроль за исполнением параметров прогноза социально-экономического развития осуществляется путем установления требований, в соответствии с которыми необходимо соблюдение организациями торговли определенной, ограниченной доли продаж импортных товаров, в том числе российских; - меры, направленные против конкретных товаров. Как правило, такие меры вводятся в отношении товаров, производство которых активно развивается в государстве. Это относится к табачной, алкогольной и рыбной продукции, ввоз которой разрешен только через институт специмпортеров, которые в административном порядке устанавливают объемы импорта и ценовые параметры контрактов.

Например, обычной практикой является предписание предприятиям торговли и общественного питания по закупке установленных объемов пива белорусского производства для реализации. При этом действует указание обеспечить экспорт пива белорусского производства в объемах ввезенного пива иностранного производства. К розничным ценам на алкогольные и слабоалкогольные напитки в объектах общественного питания установлены дифференцированные размеры предельных наценок. Под предлогом борьбы с серым импортом осуществляется обязательная маркировка контрольными знаками ряда товаров (кофе, чая, масла растительного, соков фруктовых и овощных, питьевой воды, минеральной воды, пива, слабоалкогольных напитков, масел моторных, моющих средств, обуви, принтеров, вычислительных машин, мониторов, мобильных телефонов, материальных носителей, телевизоров,часов и прочих). - неравные условия при доступе на белорусский рынок государственных закупок. Российские производители регулярно сталкиваются с различного рода ограничениями, свидетельствующими об отсутствии национального режима при допуске к соответствующей процедуре.

- В частности, законодательно отдается предпочтение осуществлять закупки у производителей/резидентов РБ (Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок» от 20 декабря 2008 г. № 1987 с изменениями).

- Кроме того, товарам, произведенным белорусскими предприятиями (в перечень, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 г. № 224, вошли шифер, керамическая плитка, сантехника керамическая, железобетонные и бетонные изделия, строительные смеси, окна и др.), предоставлено конкурентное преимущество при их поставках строительным организациям в виде освобождения от участия в процедурах закупок, т.е. в отличие от российских товаров аналогичная продукция белорусских производителей избавлена от временных и дополнительных материальных затрат и может за счет этого фактора быстрее дойти до конечного потребителя.

- По-прежнему значительная часть государственных закупок в Беларуси выведена из процедуры открытых торгов. Так, по итогам 2009 г. из проведенных 175350 процедур закупок 143415 процедур (81,8%) было проведено на неконкурсной и непубличной основе (процедуры оформления конкурентного листа и закупки из одного источника), что заведомо дискриминировало российских претендентов относительно белорусских.

- Остался без изменений и механизм закупок на конкурсной основе товаров (по установленному перечню) по согласованию с Комиссией по повышению конкурентоспособности экономики и комиссиями по повышению конкурентоспособности экономики, созданными облисполкомами или Минским горисполкомом, решения которых являются обязательными для исполнения конкурсными комиссиями. Данные Комиссии при наличии в республике производства аналогичных товаров зачастую рекомендуют заказчикам ограничить торги участием в них отечественных товаропроизводителей или лиц, предлагающих товары белорусского происхождения.

- ограничения в валютной сфере. С 2009 года по настоящее время действует ограничение Национального банка Республики Беларусь на проведение импортерами авансовых платежей на уплату иностранных, в том числе российских товаров, препятствующее осуществлению сделок с российскими участниками ВЭД.

- Не разрешенным с 2005 года остается вопрос, связанный с налогообложением отдельных российских товаров, прежде всего фармацевтической продукции, медицинского оборудования и легковых автомобилей. Например, Декретом Президента Республики Беларусь от 06.09.2005г. № 10 с 1 января 2005 года исключительно для российских лекарственных средств, изделий медицинского значения и медицинской техники предусмотрено взимание НДС при ввозе на территорию Белоруссии по ставке 18%, что позволило белорусской стороне не только переориентировать соответствующие налоговые платежи из российского в белорусский бюджет, но и увеличить их за счет повышения ставки налога. Только в 2009 году Президентом Беларуси было принято 10 нормативных документов (9 указов и 1 Декрет), в соответствии с которыми в отношении ввозимых из третьих стран на территорию республики товаров предоставлялись освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость. При этом данные льготы не распространялись на товары, ввозимые из Российской Федерации, что ставило их в дискриминационное положение. Отказ белорусской стороны в применении к российским товарам режима наибольшего благоприятствования потенциально снижает возможности как российского экспорта товаров в республику, так и участия российского капитала в модернизации белорусских предприятий.

Кроме того, в Белоруссии созданы неравные конкурентные условия для российских и белорусских товаров посредством проводимой государством политики масштабного субсидирования. В результате такой политики российские производители терпят ущерб не только на белорусском рынке, но и на российском, поскольку их товары вытесняются более дешевыми белорусскими товарами.

Проблемы в области государственных закупок и в сфере субсидирования учитываются  при разработке соответствующих соглашений, разрабатываемых в настоящее время в рамках Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана.

Казахстан

В Казахстане применяются дифференцированные ставки акцизов на импортную и отечественную алкогольную и табачную продукцию, и сохраняется угроза введения специальных защитных пошлин в отношении некоторых видов кондитерских изделий, кровельных материалов, стеклопосуды, ваты и изделий из ваты и дрожжей. Несмотря на неселективную природу специальных защитных мер (в отношении импорта из всех стран вне зависимости от источника происхождения), одной из основных целей проведения специальных защитных расследований Казахстаном явилось стремление ограничить импорт российских товаров на внутренний рынок. Так, например, ежегодные поставки российских кровельных материалов в общем объеме импорта в Казахстан составляют около 98 %, банок для консервирования – от 40 до 65 %, кондитерских изделий – от 15 до 25 %. В случае введения Казахстаном специальных защитных мер, поставки российских производителей на сумму около 80 млн.долл.США ежегодно могут быть приостановлены. Выявлен случай введения меры технического регулирования без достаточного на то научного обоснования. Это касается введенного в 2002 году запрета на импорт пива солодового в ПЭТ упаковке.

Киргизия

Киргизия в целях защиты отечественного производителя и создания благоприятных конкурентоспособных условий для отечественной пищевой промышленности, установила квоту на ввоз сахара белого, а также сократила количество предприятий, которым выделяется квота на ввоз данного товара. С 2009 года сроком на 3 года введены специальные защитные пошлины на импорт муки из твердых и мягких сортов.

Молдавия

В Республике Молдавия введен дополнительный сбор на импорт товаров, в процессе использования которых загрязняется окружающая среда. В результате беспошлинный режим свободной торговли, установленный двусторонними обязательствами, нивелируется посредством введения меры, эквивалентной по действию таможенной пошлине.

В перечень товаров, в отношении которых применяется вышеуказанный сбор, входят следующие позиции: нефтепродукты, лаки, краски, удобрения, резиновые и пластмассовые изделия, покрышки, транспортные средства, электроприборы. Данному сбору подвергается также упаковка импортируемой продукции из пластика или «tetra-pack» в размере от 2 до 5% от стоимости содержащейся в ней продукции. Ежегодный ущерб российский экспортеров от уплаты такого сбора исчисляется в размере около 1 млн. долл. США ежегодно.

Туркменистан

В Туркменистане применяются дифференцированные ставки акцизов на импортную и отечественную продукцию на следующие товары: спирт; крепкие спиртные напитки; виноградные и другие вина; пиво; табачная продукция; легковые автомобили.

Узбекистан

В Узбекистане количество ставок акцизов и их размер на импортируемую продукцию (более 400 позиций) во много раз превышает перечень отечественных подакцизных товаров. Вследствие задержки конвертации национальной валюты в СКВ для оплаты обязательств российским компаниям по внешнеэкономическим контрактам накопилась огромная задолженность узбекской стороны перед российскими предприятиями (в основном, предприятиями автомобильной промышленности) в размере 35 млн. долл. США. Кроме того, узбекская сторона взимает дополнительный сбор в Республиканский дорожный фонд при Минфине Узбекистана за приобретение и (или) временный ввоз на территорию Узбекистана автотранспортных средств при их регистрации в органах МВД, от которого освобождены отечественные производители.

Потребительский кредит выдается только тем организациям, которые реализуют товары национального производства.

Украина

Отличительной чертой последних лет является активизация в Украине инициирования антидемпинговых и специальных защитных расследований, основными целями которых являются главным образом российские товары. В настоящее время Украина применяет 5 специальных защитных и 5 антидемпинговых мер, а также проводит 4 специальных защитных расследования.

Общий ущерб от применения Украиной ограничений в отношении российских товаров составляет порядка 80 млн. долл. США ежегодно. Политика Украины в области применения инструментов защиты рынка зачастую сопровождалась предвзятым отношением к участникам расследований. Разрешением данной ситуации может стать унификация процедур введения и применения мер защиты рынка, которые в настоящий момент обсуждаются в рамках соглашения о зоне свободной торговле СНГ, а также формирование эффективного механизма разрешения споров.



Африка

1.    Текущее состояние экономики региона

Основа экономики Африки – сельское хозяйство, под которое занято порядка 30% территории региона. Основные статьи производства, также как и экспорта, - какао, арахис, кофе, бананы, пальмовое масло, каучук, хлопок. Для производимых продуктов характерно низкое качество и слабая производительность труда. Во многих странах региона до сих пор в большинстве применяет ручной труд. Вследствие низкой производительности большинство населения региона не обеспечено продовольственными товарами в достаточной степени, что на сегодняшний день является одной из серьезнейших проблем.

Другая важная статья экономики – скотоводство, в некоторых частях региона доля пастбищ доходит до 40-50%.

Уровень индустриализации и промышленности крайне низкий, из развитых отраслей можно отметить горнодобывающую и лесную промышленность. За последние годы некоторое развитие наметилось также в области химической промышленности и производстве строительных материалов.

Энергетика практически не развита при достаточно больших запасов основных видов сырья (нефть, уголь).

Основная проблема региона на сегодняшний день – огромная неоднородность экономического состояния стран, а также слабое развитие всех видов обрабатывающих производств. Вместе с тем, за последние годы вследствие возросшего потока инвестиций основные отрасли экономики получили неплохие шансы на развитие.

2.    Перспективные направления экспорта

За последние годы рынок Африки, который являлся традиционным для советской экономики на протяжении многих лет, почти потерян. Тем не менее у российского экспорта сохраняются неплохие шансы на конкурентную борьбу на рынке региона.

Учитывая практически полную зависимость от импорта в сегменте готовой продукции, перспективы поставок в регион не только не сокращаются, но и увеличиваются. Строительные материалы, товары первой необходимости, недорогое технологическое оборудование, энергетическое оборудование и многие другие товарные позиции будут со временем пользоваться все большим спросом.

Устойчивый спрос сохраняется также на продукцию ВПК, что определяется историческими традициями взаимоотношений со времен Советского союза.

3.    Ограничения доступа российских товаров

В настоящее время серьезных ограничений в доступе российских товаров на африканские рынки нет.

Проблемой на сегодняшний день является крайне острая конкуренция со стороны китайских производителей, которые используют любые средства для завоевания рынка, в частности инструменты демпинга.

Еще одним фактором является лоббирование иностранными инвесторами в Африке национальных компаний, и захват целых отраслей экономик отдельных стран крупными ТНК.


Азия

1.    Текущее состояние экономики региона

Большинство стран региона за последние десятилетия совершили качественный скачок и добились высоких темпов экономического развития. Флагманами региона безусловно выступают экономики Китая, Индии, Кореи, Израиля и Турции.

Основной фактор роста экономик – переход к высокотехнологичным отраслям производства и удовлетворению массового спроса.

Наряду с этим сохраняется большое число стран с крайне низким уровнем развития, которые тормозят рост всего региона и зачастую вызывают как экономические, так и политические проблемы  у государств-соседей.

2.    Перспективные направления экспорта

По сравнению с предыдущими этапами развития внешней торговли со странами региона в настоящее время прослеживается 2 важные тенденции.

Увеличивается объем поставок энергоносителей в страны региона с наиболее развитой экономикой, одновременно уровень поставок в них машин и оборудования неуклонно снижается. Традиционными рынками для других отраслей экспорта являются менее развитые страны региона, либо страны исторически близкие Российской Федерации.

Сохраняются хорошие перспективы экспорта в регион высокотехнологичной продукции, а также недорогой технологической продукции среднего качества.

В связи с ростом населения, у некоторых стран региона уже сейчас возникают продовольственные проблемы, что вполне может служить сигналом к увеличению экспорта продукции сельхозназначения.

Большую долю экспорта традиционно сохраняет рынок вооружений.

3.    Ограничения доступа российских товаров

Страны Азии являются активными пользователями мер торговой защиты – антидемпинговых и специальных защитных. При этом объектами применения таких мер чаще всего становится продукция химической и металлургической отраслей промышленности. Кроме того, в данных государствах появилась тенденция использования и иных мер нетарифного регулирования торговли, что неоднократно становилось обсуждением правомерности их применения в рамках ВТО. Речь идет о процедурах сертификации металлопродукции и лицензировании ее оборота на территории таких стран.

Китай применяет антидемпинговые пошлины в отношении 6 российских товаров -поливинилхлорида, каучука, трихлорэтилена, эпихлоргидрина, полиамидов в первичных формах и трансформаторной стали. Отличительной чертой применения Китаем инструментов защиты рынка в отношении российских товаров является тщательность и беспристрастность проведения расчетов и анализа всех поступивших материалов. В подавляющем большинстве случаев российские данные и аргументы объективно учитываются китайским уполномоченным органом, в результате чего введенные пошлины для сотрудничающих российских компаний не носят запретительного характера, а достаточно объективно отражают ценовую политику российских компаний. Наиболее спорным фактором при введении Китаем антидемпинговых мер является обоснованность наличия материального ущерба у китайских заявителей.

В Индии действуют 3 антидемпинговых пошлины в отношении политетрафторэтилена, гексамина и технического углерода и проводится антидемпинговое расследование в отношении поливинилхлорида.

В Индонезии действует антидемпинговая пошлина на горячекатаный прокат.

В Республике Корея применяется антидемпинговая пошлина в отношении крафт-бумаги.

В Таиланде действует антидемпинговая пошлина и проводится пересмотр в отношении горячекатаного проката, при этом у многих стран, включая Россию, имеются серьезные претензии к справедливости введения данной меры.

На Филиппинах применяется защитная пошлина на уголки из нелегированной стали.

В Пакистане с сентября 2009 года проводится антидемпинговое расследование в отношении горячекатаного проката.

Несмотря на декларируемое стремление к большей интеграции экономик с целью противодействия кризису в ряде стран отмечается усиление защиты рынка путем принятия иных нетарифных барьеров.

Так, в Малайзии применяется система «одобренного допуска», которая предусматривает обязательное участие малазийского посредника в торговом обмене с иностранным партнером. Использование данной системы уже привело к спорам с региональными партнерами, такими как Таиланд, Индонезия и Филиппины.

Китай основной упор делает на поддержку высокотехнологичных отраслей, применяя систему налоговых льгот и различных дотаций.


Южная Америка

1.    Текущее состояние экономики региона

В общем объеме экспорта лидирует Бразилия -  $ 137.8 млрд долл. США , затем следуют Чили $ 58.12 млрд и Аргентина с 46.46 млрд долл. США.

Регион характеризует самый большой в мире разрыв между богатыми и бедными странами. Соответствующим образом он отражается и на уровне жизни.

В экспорте региона превалирует продукция сельского хозяйства и сырье. Отдельные страны региона экспортируют также высокотехнологичную продукцию. Бразилия и Аргентина являются мировыми лидерами по экспорту мяса КРС. Одна из важных статей экспорта региона – сахар.

Важную роль в жизни региона играет МЕРКОСУР, соглашение об общем рынке Южной Америки, которое позволяет использовать принципы свободной торговли всем странам-членам.

2.    Перспективные направления экспорта

В настоящее время наиболее успешные направления экспорта в регион – энергетическое машиностроение и транспортное машиностроение. Данные отрасли безусловно имеют потенциал роста, однако учитывая необходимую комплексность поставок, данные проекты будет тяжело реализовывать без участия государства.

Отдельно следует принимать во внимание географическую удаленность региона, что накладывает дополнительные ценовые и временные сложности.

3.    Ограничения доступа российских товаров

Среди стран региона к наиболее проблемным рынкам, на которых проводится агрессивная торговая политика защиты от российского экспорта, относятся Аргентина и Перу. Одной из основных проблем в данном регионе является то, что до сих пор Аргентина и Мексика не признали рыночный статус российской экономики, предлагая отложить его решение до присоединения России к ВТО. В результате российские экспортеры практически отстранены от участия в антидемпинговых процедурах, что приводит к действию в данном регионе большого количества запретительных антидемпинговых мер.

В Аргентине с 2000 года действует антидемпинговая пошлина на горячекатаный стальной прокат.

В Перу с конца 90-х годов действуют 3 антидемпинговые пошлины на горячекатаный прокат и холоднокатаный прокат, холоднокатаный стальной прокат, гальванизированные рулоны и листы.


Северная Америка

1.    Текущее состояние экономики региона

Крупнейшая экономика региона – экономика США, с крупнейшим в мире показателем ВВП. До 80% формируется сферой услуг, в частности финансовыми, образовательными, здравоохранением и торговлей.

США – страна с наивысшим уровнем постиндустриального развития, что означает крайне высокий уровень внедрения результатом технических разработок в производство, которое в свою очередь составляет не более 20-21% ВВП.

Крупная доля импорта стран региона – товары массового спроса, а также сырьевые товары, в том числе нефтепродукты и продукция химической промышленности.

Основные импортеры нефтехимии в регион – Латинская Америка и Африка.

Основные позиции экспорта – машины и оборудование, в том числе высокотехнологичные.

Большую роль в экономике региона играет Североамериканская зона свободной торговли – НАФТА. В рамках этой организации страны региона формирую свободный внутренний рынок, что позволяет им компенсировать недостающие элементы в экономиках друг друга.

В настоящее время, несмотря на переживаемый спад, экономика региона остается крупнейшей в мире, что позволяет говорить о перспективности данного рынка, несмотря на его сложность и закрытость.

2.    Перспективные направления экспорта

Учитывая уровень развития региона и его окружение, серьезное расширение номенклатуры поставок в регион не представляется возможным. Возможные направления для увеличения экспорта – продукция нефтехимии, лесохимии, но уже с более высокой добавленной стоимостью.

Сохраняются также возможности роста экспорта IT решений, которые востребованы развивающимися компаниями региона.

3.    Ограничения доступа российских товаров

В настоящее время к российским товарам применяются 8 мер - в отношении карбамида, нитрата аммония, феррованадия, металлического кремния, магния, толстолистовой стали, урановой продукции и горячекатаной стали. В рамках ряда антидемпинговых процедур (в отношении нитрата аммония, толстолистовой стали, горячекатаного проката, урановой продукции) в качестве вынужденных мер для сохранения доступа на американский рынок были заключены квотно-ценовые соглашения как между российскими производителями, так и между Минэкономразвития России с Минторгом США, которые приостанавливают действие антидемпинговых пошлин. Лишь одно из этих соглашений (по толстолистовой стали) рассчитано на условиях рыночной экономики. По остальным проводится работа с целью их перевода в рыночный формат. Наиболее проблемным в настоящее время является переоформление соглашения по нитрату аммония. Минторг США всячески затягивает конструктивное обсуждение вариантов открытия своего рынка нитрата аммония, ссылаясь на отсутствие согласия на это американской промышленности по производству удобрений. В ходе проведения в 2008 году пересмотра антидемпинговой пошлины в отношении магния Минторг США при расчете демпинговой маржи для российской компании использовал не обычную свою практику по расчету демпинговой маржи, а выбрал нетипичную и нерепрезентативную сделку. В результате такого подхода демпинговая маржа оказалась на 15% выше маржи по любой другой сделке. В проводимом в настоящее время Минторгом США административном пересмотре антидемпинговой пошлины в отношении поставок карбамида из России (0 %) расчет демпинга Минторгом США осуществлен с применением дискриминационной методики «обнуления» («zeroing»), искусственно приводящей к серьезному завышению демпинговой маржи, хотя данная практика уже была признана ВТО незаконной.

В Мексике с 2000 года действуют 4 антидемпинговые пошлины на холоднокатаный лист в рулонах, горячекатаный лист в рулонах, прокат из углеродистой стали и горячекатаный стальной лист в рулонах.

Источник: Федеральный портал малого и среднего предпринимательства