Программы поддержки Формы и виды поддержки Инфраструктура поддержки Реестр субъектов получателей поддержки Законодательство

Календарь событий

ЯНВАРЬ 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31  

Колонка эксперта

Что нужно знать об охране труда?

В соответствии с трудовым законодательством работодатель обязан обеспечить безопасные условия труда на каждом рабочем месте.

Охрана труда в организации включает в себя систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. В состав системы охраны труда входят следующие элементы: охрана труда, производственная санитария, гигиена труда, электробезопасность, пожарная и промышленная безопасность.

В соответствии со ст. 217 ТК РФ для соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя ведущего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда.

Если численность работников менее 50 человек, работодатель с учетом специфики его деятельности принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда (который должен иметь соответствующую подготовку или опыт работы в данной области).

Если работодатель считает, что с учетом специфики деятельности ему не понадобится ни то, ни другое, функции по охране труда в организации он будет осуществлять самостоятельно.

Работодатель (в том числе индивидуальный предприниматель) может заключить гражданско-правовой договор на оказание услуг в области охраны труда со специалистом или организацией, оказывающими такие услуги. Данное право работодателю предоставляет ч. 3 ст. 217 ТК РФ .  Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и ее правила устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Если работодатель решил утвердить должность специалиста по охране труда, ему необходимо:

- ввести в штат новую должность, издав приказ о внесении изменений в штатное расписание;

- разработать должностную инструкцию;

- заключить трудовой договор.

Составляя должностную инструкцию специалиста (инженера) по охране труда, нужно обратиться к Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37.  Данным Справочником установлены требования к квалификации такого работника и должностные обязанности.

На должность инженера (специалиста) по охране труда назначаются лица, имеющие:

- высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы;

- среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее трех лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее пяти лет.

Если работодатель решил создать отдел охраны труда, ему необходимо руководствоваться Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденными Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 (далее - Рекомендации).

Чтобы отдел охраны труда мог качественно выполнять свои функции, работодателю необходимо установить оптимальное количество работников этого отдела. Оно определяется с учетом характера условий труда, тяжести и опасности производственного процесса, численности работников организации и Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях (далее - Нормативы), утвержденных Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 № 10 .

В п. 3.1.1 Нормативов говорится, что в организациях с численностью работников более 700 создается бюро охраны труда (три - пять человек) или отдел (от шести человек). До 700 человек эти функции могут выполнять отдельные специалисты по охране труда.

Нормативы охватывают следующие направления деятельности работников службы охраны труда в организации (п. 1.3):

1) управление охраной труда;

2) организация работы по:

- предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний;

- проведению аттестации рабочих мест;

- приведению рабочих мест в соответствие требованиям к условиям и охране труда;

- проведению инструктажей, обучения, проверки знаний работников в области требований охраны труда;

- планированию мероприятий по охране труда, составлению статистической отчетности по установленным формам, ведению документации по охране труда;

3) оперативный контроль за состоянием охраны труда, соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда в организации и ее структурных подразделениях;

4) участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников организации;

5) расследование и учет несчастных случаев.

Для расчета численности используются таблицы, приведенные в разд. 3 Нормативов. Общая численность работников службы охраны труда определяется суммированием численности по таблицам в зависимости от факторов, установленных по данным статистической и оперативной отчетности (разд. 4 Нормативов). 

Отдельное внимание заслуживают организации с обособленными структурными подразделениями, например цеха, управления автомобильного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства. В случаях, когда такие производственные подразделения удалены друг от друга на расстояние от 0,5 до 1,5 км, численность работников отдела охраны труда, рассчитанной по нормативам, следует умножить на коэффициент 1,2. Если подразделения расположены на расстоянии 1,5 км и более, применяется коэффициент 1,4.

Основными задачами отдела охраны труда (как и инженера по охране труда) являются:

- организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;

- контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;

- организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;

- информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда;

- изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

В соответствии с Постановлением Минтруда России от 17.01.2001 № 7 , отдел охраны труда должен вести учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний. Оказывать помощь подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений, организовывать работу кабинета по охране труда или подготавливать информационные стенды, уголки охраны труда в подразделениях.

Отдел охраны труда или инженер по охране труда организуют проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда, а также обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты, санитарно-технических устройств, вентиляционных систем с точки зрения их соответствия требованиям охраны труда.

Кроме этого, отдел охраны труда согласовывает разрабатываемую в организации проектную, конструкторскую, технологическую и иную документацию в части соблюдения требований охраны труда, а также предлагает программы по улучшению условий и охраны труда.

Сотрудники отдела охраны труда должны оказывать помощь руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, по которым работники проходят обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства предоставляются компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда.

Отдел охраны труда организует расследование несчастных случаев на производстве в соответствии со ст. ст. 227 - 231 ТК РФ  и Постановлением Минтруда России N 73, участвует в работе комиссий по расследованию несчастных случаев, оформляет и хранит необходимые документы (акты по форме Н-1, иные документы по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколы измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, оценки оборудования по фактору травмобезопасности, материалы аттестации рабочих мест по условиям труда и др.).

К числу наиболее важных функций отдела относятся разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе руководителя, проведение вводного инструктажа со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, организация своевременного обучения по охране труда (Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 ).

Постановлением Минтруда России от 17.12.2002 № 80  утверждены Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда. Разделом IV этих Рекомендаций определен порядок подготовки, согласования и утверждения инструкций по охране труда.

Также на отдел охраны труда возложены функции по контролю за:

- обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;

- наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;

- проведением аттестации рабочих мест по условиям труда и подготовкой к сертификации работ по охране труда;

- своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;

- организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;

- санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений и др.

Основные положения СанПинов

Согласно ст. 25 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", условия труда, рабочее место не должны оказывать вредное воздействие на человека. Поэтому организации обязаны оборудовать рабочие места, организовать режим труда и отдыха так, чтобы предупредить травмы и профессиональные заболевания.

В России действует целый ряд специальных правил, именуемых государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН), которые содержат основные требования, касающиеся санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы это нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Некоторые из таких актов, которыми должны руководствоваться предприниматели:

- СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" (утв. постановлением Главного государственного врача РФ от 14 ноября 2001 г. N 36);

- СанПиН 2.3.2.1293-03 "Гигиенические требования по применению пищевых добавок" (утв. постановлением Главного государственного врача РФ от 18 апреля 2003 г. N 59);

- СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" (утв. постановлением Главного государственного врача РФ от 3 июня 2003 г. N 118);

- СанПиН 2.1.2.1199-03 "Парикмахерские. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию" (утв. постановлением Главного государственного врача РФ от 12 марта 2003 г. N 15);

- СанПиН 2.2.3.1384-03 "Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ" (утв. постановлением Главного государственного врача РФ от 11 июня 2003 г. N 141);

- СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" (утв. постановлением Главного государственного врача РФ от 8 ноября 2001 г. N 31);

- СанПиН 2.3.4.545-96 "Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий" (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 25 сентября 1996 г. N 20);

- СанПиН 2.2.0.555-96 "Гигиенические требования к условиям труда женщин" (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 28 октября 1996 г. N 32);

- СанПиН 2.2.4.548-96 "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений" (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 1 октября 1996 г. N 21).

Этот перечень не является полным, поэтому каждому предпринимателю надлежит руководствоваться теми правилами, которые непосредственно касаются сферы его деятельности. Только это поможет избежать нарушений действующего санитарно-эпидемиологического законодательства и, как следствие, - штрафов и иных, предусмотренных законом санкций.

Например, разберем подробно организацию офиса. Независимо от вида деятельности предприниматель формирует административный отдел в первую очередь и конечно, в любом офисе устанавливаются ПК.

Первые санитарные правила и нормы, регламентирующие условия безопасной работы с вычислительной техникой, появились в 1996 году. Эти правила действуют и по сей день. В 1999 году появился Закон N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", уточняющий ряд требований к проведению санитарного надзора. В частности, в этом документе сказано, что санитарные правила обязательны для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. А за нарушение санитарного законодательства следует дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

За несоблюдение СанПиН граждан могут оштрафовать на 100-500 рублей, должностных лиц - на 500-1000 рублей, юридических лиц - до 20 тысяч рублей (ст.6.3 КоАП РФ). Если же подобные нарушения повлекут за собой массовые заболевания людей, то кроме штрафов виновнику может грозить лишение свободы сроком до двух лет (ст.236 УК РФ).

Большая часть требований санитарных правил и норм является обязательной, хотя есть правила и рекомендательного характера. Например, все, что касается организации отдыха при работе с вычислительной техникой, отнесено к разряду рекомендаций (в том числе физкультминутки и различные комплексы упражнений, восстанавливающие самочувствие и снимающие усталость). То есть заботиться о здоровье своих подчиненных руководителям лишь рекомендуется.

К числу обязательных отнесено, например, требование к предприятиям, занимающимся производством, реализацией и покупкой компьютеров, проходить санитарно-эпидемиологическую экспертизу. Об этом говорится во второй главе проекта СанПиН. Обязательное соблюдение допустимых норм отображения информации на экране, такие как яркость белого поля, контрастность, дрожание экрана, блики и др.

Обязательными являются и требования к условиям работы с оргтехникой. Чтобы избежать штрафов, работодатель должен будет одновременно соблюсти 31 условие при обустройстве рабочих мест. В частности, допустимая норма площади на одно рабочее место при установке одного компьютера составляет 4,5 кв. метра. При этом расстояние между рабочими столами должно быть не менее 2 метров, а между мониторами - не менее 1,2 метра. Окна в кабинете следует обязательно оборудовать жалюзи или занавесками, а рабочий стул сотрудника должен быть подъемно-поворотным. Кроме того, каждого пользователя ПК необходимо снабдить специальной подставкой для ног, причем строгих размеров (300 х 400 мм), с рифленой поверхностью подставки и с бортиком.

В главе 3 среди многочисленных требований к освещению помещений и рабочих мест при работе с компьютерами сказано: "Следует ограничивать неравномерность распределения яркости в поле зрения пользователя ПК. При этом соотношение яркости между рабочими поверхностями не должно превышать 3:1-5:1, а между рабочими поверхностями и поверхностями стен и оборудования - 10:1" и т.д.

Закон, как правило, требует беспрекословного соблюдения всех этих предписаний, если присутствует хотя бы одно из трех следующих условий. Первое - если фирма проектирует, изготавливает или просто использует при работе отечественные компьютеры. Второе - если сотрудники компании работают на импортных ПК. И третье - если ведется проектирование и строительство помещений, где будут размещаться компьютеры. Во всех перечисленных случаях действуют следующие постановления: санитарные правила "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03", введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача от 3 июня 2003 г. N 118, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к организации работы на копировально-множительной технике. СанПиН 2.2.2.1332-03" , введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача от 30 мая 2003г. N 107 .

Вышеперечисленные требования необходимо соблюдать при работе с любой вычислительной техникой - вычислительными электронными цифровыми машинами как персональными, так и портативными; периферийными устройствами вычислительных комплексов (принтерами, сканерами, клавиатурами, модемами внешними, электрическими компьютерными сетевыми устройствами, устройствами хранения информации, блоками бесперебойного питания и пр.), устройствами отображения информации (видеодисплейные терминалы всех типов) и игровыми комплексами на базе ПЭВМ.

Санитарный паспорт это документ который должен быть в наличии на каждом предприятии, где хотя бы одно рабочее место оборудовано ПК., и который должен быть предъявлен по первому требованию должностных лиц Госсанэпиднадзора. Руководитель фирмы обязан составить паспорт в произвольной форме, но... с учетом всех требований, которые содержатся в СанПиНе. А содержится их там немало. Например, это сведения о расположении и оборудовании рабочих мест пользователей вычислительной техники, санитарно-эпидемиологическом заключении на компьютерное оборудование, режиме труда сотрудников предприятия (причем с наличием подписей работников о том, что они ознакомлены с этим режимом труда), о прохождении медосмотров и пр.

Согласно ст. 213  Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83 .

Согласно п. 4.2.3 Перечня к вредным и (или) опасным производственным факторам отнесены работы с персональными электронно-вычислительными машинами (ПЭВМ) лиц, профессионально связанных с эксплуатацией ПЭВМ.

В соответствии с п. 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03", утвержденных Постановлением  Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.06.2003 N 118 , лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ), должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке.

Статья 212 ТК РФ определяет обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации. Работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников, обязательных психиатрических освидетельствований по их просьбам в соответствии с медицинским рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований.

Вышеперечисленные нормативные правовые акты указывают на обязанность работодателя организовывать предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) лиц, работа которых профессионально связана с эксплуатацией ПЭВМ.

На основании п. 3.3 Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83, частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) определяется работодателем совместно с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации.

Следует отметить, что работодатель руководствуясь трудовым законодательством об охране труда, так же должен вести и бухгалтерский учет в соответствии с требованиями СанПинов.

Например, помещение, где работают персональные компьютеры, необходимо проветривать каждый час. Об этом говорится в п. 4.4 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. N 118 . Поэтому, сославшись на данные требования законодательства, фирма может обосновать приобретение вентилятора.

Для оправдания затрат на установку кондиционера или приобретение обогревателей руководителю следует руководствоваться СанПиН 2.2.4.548-96, которые утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 1 октября 1996 г. N 21 . В этом документе приведена таблица оптимальных величин показателей микроклимата на рабочих местах в производственных помещениях.

Результаты измерений температуры оформляются специальным протоколом. Это важный документ, который подтвердит экономическую обоснованность затрат. Его должен подписать начальник АХО и специалист, ответственный за охрану труда.

Летом температура воздуха в помещении не должна превышать 25 градусов, а его относительная влажность не может быть ниже 40 процентов. Такие нормы обеспечивают ощущение теплового комфорта в течение рабочего дня, не влияют на здоровье, а также создают предпосылки для высокого уровня работоспособности.

Также для обоснования покупки кондиционера, вентилятора или обогревателя можно воспользоваться СанПиН 2.2.2.1332-03, которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2003 г. N 107 . В п. 5.1 этих Правил сказано о том, что помещение, в котором стоит ксерокс, должно быть оборудовано системами отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.

Таким образом, экономическую обоснованность расходов на обеспечение санитарно-бытовых условий труда на рабочем месте организация может подтвердить распорядительным документом и (или) положением коллективного (трудового) договора в соответствии с Санитарными правилами и нормативами (СанПиН).

Ответственность за нарушение трудового законодательства и требований по охране труда. Плановые и внеплановые проверки.

Продолжительность плановой или внеплановой проверки не должна превышать один месяц.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения специалиста Службы, руководителем территориального органа Службы или его заместителем срок проведения плановой или внеплановой проверки может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Должностные лица Госсанэпиднадзора могут планово проверять каждого предпринимателя не чаще одного раза в два года и не ранее, чем через три года с момента его государственной регистрации.

Плановые проверки проводятся на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) Госсанэпиднадзора, руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Госсанэпиднадзора. А для внеплановых проверок достаточно подписать распоряжение у начальника (заместителя начальника) территориального отдела территориального органа Госсанэпиднадзора.

Проверка считается начатой с момента предъявления должностным лицом Госсанэпиднадзора предпринимателю указанного выше распоряжения или его копии, заверенной печатью, одновременно со своим служебным удостоверением.

Если, несмотря на предъявленное распоряжение, предприниматель или его представители не позволят инспектору провести проверку или будут всячески ему мешать, за это они будут привлечены к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа в размере до 2 000 рублей (п. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).

При проведении проверки контролер не вправе:

- проверять выполнение предпринимателем обязательных требований, не относящихся к санитарно-эпидемиологическому законодательству;

- проводить плановые проверки в отсутствие предпринимателя либо его представителя;

- требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не относятся к проверяемым объектам, а также изымать оригиналы документов, необходимых для проверки;

- требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем установленные нормы;

- распространять секретную информацию, полученную в результате проверки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

- превышать сроки проведения проверки.

Во время проверки должностное лицо Госсанэпиднадзора проводит:

1. Визуальный осмотр проверяемых объектов.

Такой осмотр проводится в присутствии предпринимателя. Если проверка является внеплановой и связана с возникновением и распространением инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, то контролер может проводить ее без присутствия руководителя или под наблюдением работника предпринимателя. При этом контролер должен проинформировать предпринимателя о результатах в течение трех дней после окончания мероприятия.

В ходе визуального осмотра фиксируются факты нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, о чем контролер устно сообщает предпринимателю либо его сотруднику, работающему на проверяемом объекте. А затем контролер заносит сведения о нарушениях в акт по результатам надзорного мероприятия (т.е. проверки).

2. Анализ документов и представленной информации.

Должностное лицо Госсанэпиднадзора вправе потребовать от предпринимателя для ознакомления документацию (сертификаты, акты допуска оборудования в эксплуатацию, документы об аттестации рабочих мест и т.д.), необходимую для оценки санитарно-технического, санитарно-эпидемиологического состояния объекта и продукции, состояния здоровья лиц, находящихся и работающих на объекте, а также для оценки соблюдения законодательства. Если предприниматель отказывается предоставить бумаги, то контролер делает отметку об этом в акте по результатам надзорных мероприятий.

3. Анализ данных лабораторных, инструментальных исследований.

Данный анализ осуществляется, если проверка сопровождается проведением исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок. А они, в свою очередь, проводятся, когда объект надзора нельзя оценить без них.

По результатам проверки контролер составляет акт.

К указанному документу прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, взятых должностными лицами Госсанэпиднадзора, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний), экспертиз, объяснения ответственных работников предпринимателя и другие документы (их копии), связанные с результатами проверки.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается предпринимателю или его представителю под подпись либо направляется ему заказным письмом с уведомлением в течение суток.

Если проверяющие выяснят, что предприниматель создает угрозу возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), то руководитель (заместитель руководителя) Службы или руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Госсанэпиднадзора выдаст предпринимателю предписание об устранении выявленных нарушений в течение 3 рабочих дней с момента обнаружения непорядка. Предписание направляется предпринимателю заказным письмом с уведомлением либо вручается ему под подпись не позднее трех рабочих дней с момента подписания. Предприниматель обязан выполнить предписание в указанный срок.

Предприниматель вправе обжаловать действия (бездействие) должностного лица Госсанэпиднадзора либо путем подачи жалобы в вышестоящий орган Госсанэпиднадзора (т.е. в административном порядке), либо через суд.

Законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения призвано защищать жизнь и здоровье людей, а также охранять благоприятную окружающую среду, поэтому уполномоченные органы всегда ответственно подходят к контролю за его соблюдением. Так что помимо обязательного общего знания этого законодательства каждый предприниматель должен усвоить и правила собственного поведения, а также права и обязанности во время проведения проверок, в том числе для того, чтобы не допустить злоупотреблений со стороны должностных лиц.

За нарушение норм трудового законодательства предусматривается административная или уголовная ответственность в зависимости от вида, тяжести нарушения. Основная масса нарушений, совершаемых в сфере несоблюдения трудового законодательства, относится к административным правонарушениям.

В соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции вправе рассматривать все дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, за исключением правонарушения, определенного ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, которое предусматривает нарушение законодательства о труде и об охране труда, совершенное должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.

Согласно ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа:

- на должностных лиц - в размере от 1000 до 5000 руб.;

- на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб.

А кроме того, такое нарушение может привести к административному приостановлению деятельности на срок до 90 суток.

Нарушение законодательства о труде должностным лицом, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное правонарушение, влечет его дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

Давность привлечения к ответственности установлена ст. 4.5 КоАП РФ. По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения этого правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Таким образом, если прошло более двух месяцев после нарушения работодателем нормы трудового законодательства, например о предоставлении отпуска, то его нельзя будет привлечь к ответственности. При длящемся административном правонарушении этот срок исчисляется со дня его обнаружения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).

За нарушение трудового законодательства, приводящее к дисквалификации, виновный может быть привлечен к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения нарушения, а при длящемся правонарушении - не позднее одного года со дня его обнаружения (ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

Уголовная ответственность устанавливается за невыплату зарплаты свыше двух месяцев, если она совершена руководителем учреждения из корыстной или личной заинтересованности (ст. 145.1 УК РФ). Такая ответственность грозит только руководителю. Он будет наказан штрафом в размере до 120 тыс. руб., или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Если же задержка зарплаты вызвала тяжкие последствия, то руководителю учреждения придется выплатить штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб., или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет или сесть в тюрьму на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Таким образом, несоблюдение требований трудового законодательства может повлечь за собой ответственность в виде штрафов, дисквалификации и даже лишения свободы, а также череду проверок со стороны различных контролирующих органов.


Общие положения о трудовой инспекции

В соответствии со ст. ст. 353, 354, 356 ТК РФ  государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы Федеральной инспекции труда, являющиеся единой централизованной системой государственных органов.

Органом Федеральной инспекции труда является Федеральная служба по труду и занятости, находящаяся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Территориальными органами Роструда являются трудовые государственные инспекции, осуществляющие непосредственное взаимодействие с организациями-работодателями.

Роструд руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ , законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России, которому Роструд подчинен, Положением «О Федеральной службе по труду и занятости» , утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324, и другими нормами законодательства.

В частности, трудовые инспекции обязаны исполнять требования Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного надзора (контроля)», которым установлены особые правила при проведении проверок.

Роструд осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации. Перечень полномочий трудовой инспекции очень обширен и построен в соответствии с положениями Конвенции Международной Организации Труда 1947 г. N 81 и ст. 356 ТК РФ.

К полномочиям трудовой инспекции, помимо контроля и надзора за соблюдением работодателями трудового законодательства, относятся:

- анализ обстоятельств и причин нарушений, принятие мер по их устранению и восстановлению, а также направление соответствующей информации в федеральные органы исполнительной власти, правоохранительные органы, суды;

- рассмотрение дел об административных правонарушениях;

- обобщение практики;

- принятие участия в расследовании несчастных случаев на производстве или проведение расследования,

а также иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.

Более подробную информацию можно получить в разделе «Кто Вас может проверить»  второй части ГИДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ и на официальном портале Роструда .


Основные нормы Трудового кодекса по организации труда

Организация  работы предприятия – процесс, требующий от предпринимателя соблюдения ряда норм и правил, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Поскольку функционирование компании происходит за счет человеческих ресурсов, значительная роль отводится требованиям и нормам Трудового кодекса. Актуальность выполнения этих требований ставит перед каждым руководителем необходимость приобретения знаний в области трудового законодательства.

К основным нормативным актам, регулирующим вопросы кадрового делопроизводства в России в настоящее время, относятся:

- Трудовой кодекс РФ

- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»

- Федеральный закон «Об акционерных обществах» и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью»

- Постановление Правительства РФ № 225 от 16 апреля 2003 г. «О трудовых книжках»

- Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 10 октября 2003 г. № 69 «Об утверждении инструкции по заполнению трудовых книжек»

-Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденная Федеральной архивной службой России 27 ноября 2000 г.

-Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты. НИПИстатинформ Госкомстата России, 2004.

- Перечень типовых документов, образующихся в деятельности организаций с указанием сроков хранения. Росархив. 2000.

-Гост Р 6.30-2003 «Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

-Основные правила работы архивов организаций. Одобрены решением Коллеги Росархива от 6 февраля 2002 г.

-Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОК ПДТР).

-Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-93 (ОКСО).

-Общероссийский классификатор информации о населении (ОКИН).

-Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих .

-Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по комплектованию  учету кадров.

-Постановление ФКЦБ от 16 июля 2003 г. № 03-33/ПС об утверждении положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Таким образом, можно выделить, как основные, следующие нормы Трудового кодекса  по организации труда:

1.     Организация рабочих мест.

2.     Оформление трудовых отношений.

3.     Рабочее время и время отдыха работников.

4.     Оплата и нормирование труда.

5.     Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

1. Организация рабочих мест. Охрана труда

Следует отметить, что рабочие места сотрудников, начиная от состояния помещения и заканчивая офисной техникой, должны соответствовать ряду санитарно-технических  и гигиенических требований и правил. Это прописано в главе 34 Трудового кодекса РФ. Существует перечень обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий, зафиксированных в статье 212 той же главы. Помимо этого, в целях обеспечения требований охраны труда в обязанности работодателя Трудовой кодекс включает организацию службы по охране труда или вводе должности специалиста по  охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (ст. 217) . Каждое предприятие подлежит аттестации всех имеющихся рабочих мест по условиям труда с целью выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Порядок проведения подобных мероприятий утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 года № 569 . Согласно статье 216.1 ТК РФ, государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля. К таким органам, например, можно отнести: а) Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды; б) Прокуратуру РФ как единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России, в том числе посвященных охране трудовых правоотношений.

2. Оформление трудовых отношений

Основным моментом оформления трудовых отношений с работником является заключение трудового договора. Главы 10 и 11 Трудового кодекса содержат основные требования к содержанию трудового договора, а также нормы и требования, предъявляемые к его заключению  с работником. Любые изменения условий трудового договора возможны только по взаимному согласию сторон (работодателя и работника). Они подлежат обязательному письменному оформлению и подписанию сторонами. Изменения условий трудового договора инициируются, как правило, работодателем. Работник должен быть уведомлен в письменной форме о таких изменениях заблаговременно, не позднее, чем за два месяца до их введения. К таким изменениям, зафиксированным  в главе 12 Трудового  кодекса, относятся, например, перевод на другую работу (перемещение), временный перевод на другую работу, отстранение от работы и др. Прекращение трудового договора происходит по ряду оснований, которые прописаны в главе 13 Трудового кодекса. Общий порядок увольнения содержится в статье 84.1 Трудового кодекса.

3. Рабочее время и время отдыха

Рабочим временем, как определено в статье 91 Трудового кодекса, считается время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. Согласно указанной выше статье, нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Трудовым законодательством предусматривается и сокращенное (менее 40 часов в неделю) рабочее время (ст. 92) , а также работа в ночное время (ст.96) , сверхурочная работа (ст.99) и др. Сокращенная продолжительность рабочего времени может быть установлена для работника в зависимости от его возраста, состояния здоровья, особых условий труда (имеются в виду вредные и опасные для здоровья производства). Кроме того, в главе 16 Трудового кодекса прописаны нормы, предъявляемые к режиму рабочего времени. С вопросом рабочего времени тесно связан вопрос о времени отдыха. Что понимается под временем отдыха, какие предусматриваются виды времени отдыха, когда предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск (основной и дополнительный), когда возможно предоставление отпуска без сохранения заработной платы, как исчисляется продолжительность отпуска, компенсация за неиспользованный отпуск зафиксированы в главах 17, 18 и 19 Трудового кодекса.

4. Оплата и нормирование труда

В статье 129 Трудового кодекса РФ под оплатой труда понимается система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. Оплата труда лиц, работающих по трудовому договору, осуществляется в виде заработной платы. В той же статье Трудового кодекса закреплено легальное определение заработной платы. Оплата труда включает не только систему расчета заработной платы, но и используемые режимы, правила использования и документального оформления рабочего времени, используемые нормы труда, сроки выплаты заработной платы. В главе 20  Трудового кодекса зафиксированы основные государственные гарантии по оплате труда работников (ст. 130) , формы оплаты труда (ст. 131),  особенности оплаты по труду (ст. 132). Заработная плата, согласно статье 135, устанавливается в трудовом договоре, заключаемом работодателем с работником. Трудовое законодательство определяет порядок, место и сроки выплаты заработной платы (ст. 136), которые необходимо учитывать работодателю. Трудовой кодекс предусматривает особенности оплаты труда различных категорий работников (государственные работники и др.), работающих в определенных условиях (опасные условия, особые климатические и др.) Кроме того, регулируется оплата сверхурочной работы, работа в выходные и нерабочие праздничные дни, работа в ночное время, оплата времени простоя и т.д. Все эти случаи зафиксированы в статьях 144-158 главы 21  Трудового кодекса, и, соответственно,  их необходимо учитывать при организации труда. Нормирование труда является одним из важнейших элементов организации труда и участия государства в разработке системного подхода к нормированию труда, одним из гарантий установления социально оправданных и научно обоснованных норм труда. Статья 160 Трудового кодекса к нормам труда относятся нормы выработки, времени, нормативы численности, а также нормы, которые устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда. На основе данных норм реализуется очень важный принцип равной оплаты за труд равной ценности без какой-либо дискриминации.

5. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

Согласно статье 352 Трудового кодекса Российской Федерации, основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:

- самозащита работниками трудовых прав;

- защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

- государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- судебная защита.

В глава 57  Трудового кодекса содержит перечь органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства. Основным из них является федеральная инспекция труда. Статьи 354-356 Трудового кодекса содержат описание, принципы деятельности, основные задачи и полномочия данного органа. Кроме того, Трудовой кодекс определяет основные права, обязанности и ответственность государственных инспекторов труда, проверяющих организации (ст.357,357,363) . Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности вплоть до обжалования в суде. Статья 360 определяет порядок инспектирования работодателей. Существует ряд государственных надзоров, такие как государственный энергетический надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью. Их деятельность и полномочия зафиксированы в статьях 366-369  Трудового кодекса. В главе 58 Трудового кодекса отражены особенности защиты трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами. Работники также имеют право на самозащиту своих трудовых прав, которое прописано в главе 59 ТК РФ. Индивидуальные трудовые споры рассматриваются созданными в организациях комиссиями по трудовым спорам и судами (ст. 382  ТК РФ). При этом порядку разрешения трудовых споров в комиссии по трудовым спорам Трудовой кодекс выделил ряд статей (ст.383-390) . Помимо индивидуальных трудовых споров Трудовой кодекс определяет рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров (гл. 61) . Данная форма самозащиты работниками трудовых прав может быть выражена как право на забастовку, собрания и мирные публичные мероприятия и право на объединение и т.д.

В заключении следует отметить, что настоящая статья коротко раскрывает содержание основных норм Трудового кодекса по организации труда. Помимо них, трудовое законодательство включает и другие нормы и правила, которые необходимо учитывать работодателю. Знание трудового законодательства и соблюдение зафиксированных в нем норм и правил позволит избежать ряда трудностей, возникающих в процессе организации труда. И это зависит от того, насколько полными будут эти знания.