Программы поддержки Формы и виды поддержки Инфраструктура поддержки Реестр субъектов получателей поддержки Законодательство

Календарь событий

ЯНВАРЬ 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31  

Колонка эксперта

Как получить грант на старт бизнеса?

Субсидии безработным

В Основных направлениях антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 год предусмотрены меры по Снижению напряженности на рынке труда.

Правительство Российской Федерации приняло специальное постановление от 14.12.2009 N 1011 «О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации», которое закрепляет порядок выделения денежных средств субъектам РФ на реализацию специальных мероприятий, направленных на снижение безработицы. 

Субсидии предоставляются на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих следующие мероприятия:

а) опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозойувольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведение мероприятий по высвобождению работников);

б) опережающее профессиональное обучение штурманов и бортинженеров, увольняемых в связи с реорганизацией и (или) переходом организаций воздушного транспорта (гражданской авиации), осуществляющих перевозки (далее - авиакомпании), на современные воздушные суда;

в) организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу;

г) стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы;

д) содействие трудоустройству инвалидов;

е) содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;

ж) оказание адресной поддержки гражданам, обратившимся в органы службы занятости в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, создаваемых в том числе в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов.

По большей степени все региональные программы придерживаются именно такой структуры.

Как видно из перечисленных направлений поддержки главными получателями поддержки являются предприниматели или безработные граждане.

Рассмотрим отдельно возможности каждого из субъектов правоотношений.

1. Граждане, ставшие безработными и желающие открыть собственное дело

Для снижения безработицы в регионах, власти субъектов РФ предусматривают в специальных Программах отдельное направление – выделение субсидий безработным гражданам.

Участие безработных граждан в подпрограмме по предпринимательству и самозанятости организуется региональными органами службы  занятости в тесном взаимодействии с органами Федеральной налоговой службы, сельского хозяйства, Департаментами развития предпринимательства, городскими комитетами по развитию предпринимательства, потребительского рынка и защите прав потребителей и др.

В каждом регионе выбираются приоритетные сферы деятельности в которых оказывается поддержка гражданам, желающим открыть своё собственное дело. Основные виды деятельности бывших безработных: пчеловодство, пошив одежды, ремонт бытовой техники, выращивание овощей, ремонт квартир, заготовка и переработки мясных и молочных продуктов, парикмахерские услуги и др.

 

Важно! Необходимо помнить, что порядок предоставления поддержки физлицам, потерявшим работу и желающим получить субсидию на открытие собственного дела, определяется субъектом федерации самостоятельно и может существенно отличаться в различных регионах.

Данная работа представляет собой описание типичного механизма получения финансовой поддержки. Более точную информацию Вы можете узнать в службе занятости своего региона.

 

Предоставление субсидий безработным гражданам, в качестве дополнительной меры, производится в рамках оказания государственной услуги.

Под организацией предпринимательской деятельности следует понимать государственную регистрацию граждан с целью ведения предпринимательской деятельности в качестве:

-юридических лиц;

-индивидуальных предпринимателей, в том числе глав крестьянских (фермерских) хозяйств.

Субсидия предоставляется гражданам, признанным в установленном порядке безработными, изъявившим желание организовать предпринимательскую деятельность (далее безработный гражданин).

Безвозмездная и безвозвратная субсидия предоставляется в виде разовой выплаты денежных средств и предназначена для произведения определенных расходов граждан, связанных с организацией предпринимательской деятельности и созданием рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

Субсидия предоставляется на следующие виды расходов:

а) расходы на аренду нежилых помещений, используемых для осуществления предпринимательской деятельности;

б) расходы на косметический ремонт здания (части здания), сооружения, используемых для осуществления предпринимательской деятельности и находящихся в собственности безработного гражданина или предоставленных ему в аренду;

в) расходы на приобретение (строительство, реконструкцию) основных средств (здания (части здания), сооружения, оборудования, мебели (в том числе офисной), инструментов, электронно-вычислительной техники и иного оборудования для обработки информации, периферийных устройств, копировально-множительного оборудования, контрольно-кассовой техники, телефонных аппаратов, факса и другое);

г) транспортные расходы, связанные с доставкой приобретенных основных средств, сырья, материалов, топлива, запасных частей, товаров, животных и продукции растениеводства;

д) расходы на приобретение сырья, расходных материалов, топлива, запасных частей;

е) расходы на лицензирование предпринимательской деятельности и сертификацию продукции и услуг;

ж) расходы на организацию доступа телефонной связи (установку телефонов);

з) расходы, связанные с технологическим присоединением энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям;

и) расходы на приобретение программного обеспечения;

к) расходы на приобретение животных и продукции растениеводства (при виде экономической деятельности - сельское хозяйство);

л) расходы на приобретение товаров (при виде экономической деятельности - торговля);

м) иные расходы, предусмотренные  бизнес-планом.

 

Важно! Субсидию безработный гражданин может получить один раз, вторично данные выплаты не производятся.

 

Безработные граждане в службе занятости населения имеют право на получение организационно-консультационных услуг по вопросам организации самозанятости.

Желающим организовать собственное дело оказывается помощь в виде:

  •    проведения групповых и индивидуальных консультаций,
  •    предоставляется возможность прохождения тестирования по выявлению способностей и желания безработных граждан к организации самозанятости,
  •    помощи в выборе направлений предпринимательской деятельности,
  •    возможности обучения основам рыночной экономики и профессиям, необходимым для организации собственного дела.
  •    Оказывается методическая помощь по составлению бизнес-плана.
  •    Предоставляется возможность ознакомиться с нормативными документами о порядке создания малого предприятия,организации предпринимательской деятельности без образования юридического лица, получить информацию о местонахождении организаций, занимающихся вопросами развития предпринимательства.

Следует обратить внимание, что в некоторых регионах тестирование и обучение является обязательным этапом для предоставления субсидии

Важно! Безработные граждане имеют право на получение финансовой помощи для подготовки документов, предоставляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оплату государственной пошлины, оплату нотариальных действий и услуг правового и технического характера, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов.

Перечень документов, необходимых для получения государственной услуги

По общему правилу документами, необходимыми для получения безработными гражданами государственной услуги, являются:

  •    специальное Заявление-анкета (Приложение № 1)
  •    паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий, - для граждан Российской Федерации;
  •   трудовая книжка или документ, ее заменяющий, - кроме безработных граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших);
  •    документ об образовании – для безработных граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности).
  •    приказ центра занятости населения о признании гражданина в установленном порядке безработным

Важно! При заполнении заявления-анкеты не допускается использование сокращений слов и аббревиатур. Заявление-анкета заверяется личной подписью безработного гражданина.

Условия и порядок предоставления субсидий

Для получения субсидии безработный граждан представляет в центр занятости населения следующие документы:

  •    заявление на предоставление субсидии. В случае, если безработный гражданин, открывающий собственное дело, не планирует создавать дополнительные рабочие места для трудоустройства безработных граждан, то в заявлении в строке «создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в количестве _______ рабочих мест» ставится прочерк или ноль;
  •    бизнес-план организации предпринимательской деятельности (самозанятости) (далее – бизнес-план) на бумажном носителе и в электронной виде.

Важно! Структура бизнес–плана зачастую задаётся Центрами занятости. Отступления от структуры недопустимы.

Первичный отбор бизнес-планов, представленных для получения субсидии, проводится центрами занятости населения в пределах суммы выделенных финансовых средств, с учётом годовых планируемых показателей численности безработных граждан, которые организуют предпринимательскую деятельность с выделением субсидии.

Регион может предусмотреть основания предоставления субсидий в приоритетном порядке:

- при создании дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;

- на организацию предпринимательской деятельности в приоритетных видах деятельности (бытовые услуги, общественное питание, транспортные услуги, народные промыслы и ремесла, сельское хозяйство, сбор и переработка дикоросов, обрабатывающие производства).

Центр занятости населения организует проведение экспертизы бизнес - плана безработного гражданина по организации предпринимательской деятельности (самозанятости) самостоятельно или через агентство труда и занятости населения.

Центр занятости населения и агентство организуют проведение экспертизы бизнес-планов. На основании проведенной экспертизы принимается положительное или отрицательное решение о предоставлении субсидии.

В случае отсутствия замечаний к бизнес-плану и положительном экспертном заключении принимается решение о предоставлении субсидии.

При отрицательном экспертном заключении принимается решение об отказе в предоставлении субсидии. Решение об отказе доводится до сведения безработного гражданина письмом центра занятости населения с приложением копии отрицательного экспертного заключения.

Если бизнес-план требует доработки, то безработному гражданину предоставляется экспертное заключение с замечаниями для их устранения и повторного представления бизнес-плана в центр занятости населения на экспертизу.

После принятия положительного решения о предоставлении субсидии центр занятости населения заключает с безработным гражданином договор (далее - договор) в соответствии с выбранным видом субсидии:

1)           договор о предоставлении субсидии на организацию самозанятости безработных граждан (далее – договор на самозанятость) (Приложение 2) – в случае, если безработный гражданин, открывающий собственное дело, не планирует создавать дополнительные рабочие места для трудоустройства безработных граждан;

2)           или договор на предоставление субсидии на организацию самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест  для трудоустройства безработных граждан (далее – договор на самозанятость и создание рабочих мест) – в случае, если безработный гражданин, открывающий собственное дело, планирует создавать дополнительные рабочие места для трудоустройства безработных граждан.

В договорах по обоим видам субсидий предусмотрен период, в течение которого гражданин обязуется осуществлять предпринимательскую деятельность (не менее 12 месяцев с момента государственной регистрации вкачестве учредителя (соучредителя) юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Кроме этого, в договоре на самозанятость и создание рабочих мест предусмотрено обязательство по которому в течение 3 месяцев с момента получения субсидии, на созданные рабочие места должны быть трудоустроены безработные граждане, а также период занятости безработных граждан на каждом созданном дополнительном рабочем месте должен составлять не менее 12 месяцев.

В течение 20 дней после заключения договора безработный гражданин должен зарегистрироваться в качестве учредителя (соучредителя) юридического лица или индивидуального предпринимателя и предоставляет в центр занятости населения выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - выписка)

Справочно: выписка выдается по заявлению предпринимателя в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в течение 5 рабочих дней, бесплатно.

Обращаем внимание, что вид предпринимательской деятельности, который указан в выписке, должен соответствовать виду деятельности, предусмотренному в бизнес-плане. При необходимости в выписке могут быть указаны и другие виды деятельности, но основным видом деятельности обязательно  должен быть вид деятельности, соответствующий бизнес-плану.

Безработного гражданина снимают с учета и прекращают выплату пособия по безработице в предшествующий день перед датой регистрации в качестве учредителя (соучредителя) юридического лица или индивидуального предпринимателя.

В течение 10 рабочих дней после предоставления предпринимателем, бывшим безработным гражданином в центр занятости населения выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей центр занятости населения издает приказ о предоставлении субсидии (Приложение 3), и на основании данного приказа перечисляет сумму субсидии на лицевой счет предпринимателя, бывшего безработного гражданина.

После получения субсидии бывший безработный гражданин (далее – получатель субсидии) приобретает предусмотренные бизнес-планом товары, работы, услуги.

Особенности получения поддержки в случае если безработный гражданин, открывший собственное дело создает дополнительные  рабочие места для трудоустройства безработных граждан.

В течение 3-х месяцев с момента перечисления субсидии на самозанятость и создание рабочих мест у вновь образованного предпринимателя появляется обязанность создать рабочие места для трудоустройства безработных граждан в количестве и по профессиям (должностям), предусмотренным договором и трудоустроить на созданные рабочие места безработных граждан по направлению Центра занятости.

В течение срока действия договора в случае приема на работу безработного гражданина, трудоустроенного по направлению Центра занятости, на созданные дополнительные рабочие места, получатель субсидии в 3-х дневный срок уведомляет об этом центр занятости населения, предоставив копию трудового договора, заключенного с безработным гражданином, трудоустроенным по направлению Центра занятости на созданные дополнительные рабочие места (далее трудовой договор) и копию приказа о приеме на работу (далее приказ о приеме на работу). Копии вышеуказанных документов заверяются работодателем – получателем субсидии.

В течение срока действия договора при увольнении работника, трудоустроенного на созданное дополнительное рабочее место (по любым основаниям), получатель субсидии в 3-х дневный срок уведомляет об этом центр занятости населения, предоставив копию приказа об увольнении работника, заверенную работодателем – получателем субсидии.

В течение срока действия договора приувольнении работника трудоустроенного на созданное дополнительное рабочее место (по любым основаниям), получатель субсидии в течение 14 дней обязан принять на освободившееся рабочее место безработного гражданина.

В период занятости безработных граждан на созданном гражданином дополнительном рабочем месте не засчитывается период подбора безработных граждан на образовавшиеся вакансии, учитываются только периоды работы безработных граждан, подтвержденные трудовыми договорам, приказами о приеме на работу, причем общий (суммарный) период должен составлять не менее 12 месяцев.

Порядок подтверждения расходов

В соответствии с условиями договора получатель субсидии в течение 3‑х месяцев с момента перечисления субсидии на лицевой счет предоставляет в центр занятости населения документы, подтверждающие произведенные в соответствии  с бизнес-планом расходы на организацию предпринимательской деятельности (самозанятости) и на создание рабочих мест для трудоустройства безработных граждан (в случае создании указанных рабочих мест).

Какие документы относятся к подтверждающим?

При безналичном расчете:

  •        платежное поручение;
  •        счет-фактура (если она составляется);
  •         товарная (товарно-транспортная) накладная (для товаров), акт приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг) (для услуг) и другие документы.

При наличном расчете (в случае  наличия кассового аппарата):

  •         кассовый чек;
  •         копия кассового чека;
  •         при наличии - счет-фактура, товарная (товарно-транспортная) накладная (для товаров), акт приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг) (для услуг) и другие документы.

При наличном расчете (в случае  отсутствия кассового аппарата):

  •         квитанцию – бланк строгой отчетности;
  •         или товарный чек;
  •         или другие документы, подтверждающие прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу);
  •         при наличии - счет-фактура, товарная (товарно-транспортная) накладная (для товаров), акт приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг) (для услуг) и другие документы.

 

В случае заключения договоров на приобретение товаров (оказание услуг) предоставляются сами договоры.

Примечание: при наличии товарной накладной, на ней обязательно должна стоять подпись получателя субсидии, подтверждающая получение товара, и печать (при наличии).

Сумма финансовых средств по документам, представленным получателем субсидии и подтверждающим произведенные в соответствии с бизнес-планом расходы, может совпадать или быть больше суммы полученной субсидии, так как с момента написания бизнес-плана до момента покупки возможно изменение цены приобретаемого товара, работ (услуг), недостающие средства получатель субсидии компенсирует за счет собственных средств.

В случае приобретения животных и продукции растениеводства у физического лица (при виде экономической деятельности – сельское хозяйство), к  документам, подтверждающим произведенные расходы, может относиться договор купли-продажи, с распиской о получении денежных средств, заключенный между физическим лицом и предпринимателем - получателем субсидии, заверенные в администрации сельского совета (для проживающих в сельской местности).

Контроль за использованием средств

На основании документов о целевом использовании субсидии, представленных получателем субсидии в течение 3 месяцев с момента перечисления субсидии на самозанятость подписывается акт о целевом использовании предоставленной субсидии на организацию самозанятости безработных граждан, который является одним из приложений к договору на самозанятость.

В случае, если получатель субсидии на самозанятость, также создал рабочие места, он в течение 3 месяцев с момента перечисления субсидии на лицевой счет должен представить в центр занятости населения документы, подтверждающие трудоустройство безработных граждан на созданные рабочие места (трудовые договора и приказы о приеме на работу).

 

Акт о выполнении условий договора о предоставлении субсидии на организацию самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан ((Приложение 2 к договору на самозанятость и создание рабочих мест)) подписывается на основании:

- выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, представленной получателем субсидии в соответствии с  пунктом 16 раздела 4 методических рекомендаций;

- документов, подтверждающих трудоустройство безработных граждан на созданных рабочих местах в течение срока действия договора на самозанятость и создание рабочих мест и представленных получателем субсидии (справка с приложением списка, трудовые договора, приказы о приеме на работу, приказы об увольнении).

Контроль за целевым использованием бюджетных средств

Центр занятости населения совместно с органами местного самоуправления на постоянной основе осуществляют контроль за целевым использованием средств получателями субсидии. В рамках контроля могут быть организованы специальные посещения получателей субсидии после истечения 6 месяцев с момента регистрации ими предпринимательской деятельности.

Посещения проводятся созданной рабочей группой с участием специалистов органов местного самоуправления и специалистов центра занятости населения согласно утверждаемому центром занятости населения графику посещений получателей субсидии.

Во время посещения проверяется ведение предпринимательской деятельности; соответствие осуществляемой предпринимательской деятельности виду деятельности, заявленному в бизнес-плане; наличие товаров, приобретенных на средства субсидии в соответствии с документами, представленными для подтверждения произведенных расходов.

Кроме этого, если безработный гражданин, открывший собственное дело создает дополнительные рабочие места для трудоустройства безработных граждан, проверяется количество фактически созданных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан; их соответствие количеству и профессиональному составу, предусмотренному в договоре; наличие документов, подтверждающих трудоустройство безработных граждан на созданные рабочие места, в том числе правильность оформления трудовых книжек безработных граждан, трудоустроенных на созданные рабочие места и другое.

По результату посещения готовится справка по утверждённой форме и в случае выявленных нарушений принимаются меры по возврату финансовых средств.

В отдельных случаях, получатели субсидии осуществляют возврат в краевой бюджет финансовых средств в полном объеме или частично, а именно:

- в случае выявления факта нецелевого использования субсидии (возврат полном объеме или частично, в зависимости от суммы нецелевого использования субсидии);

- представления получателем субсидии недостоверных документов (возврат в полном объеме или частично, в зависимости от суммы, на которую были представлены недостоверные документы);

- при ликвидации юридического лица или прекращении индивидуальной предпринимательской деятельности ранее предусмотренного в договоре срока (12 месяцев) и (или) непредставлении документа, подтверждающего осуществление предпринимательской деятельности в течение предусмотренного договором срока (возврат в полном объеме);

- при непредставлении документов, подтверждающих целевое расходование средств субсидии в предусмотренные договором сроки (возврат в полном объеме или частично, в зависимости от того на какую сумму не предоставлены подтверждающие документы);

- при ликвидации созданных дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан ранее  предусмотренного договором срока и (или) непредставлении документов, подтверждающих трудоустройство безработных граждан на созданных рабочих местах (возврат в частичном объеме в зависимости от количества ликвидированных рабочих мест).

Получатель субсидии в течение 15 дней со дня получения приказа о возврате субсидии обязан произвести возврат средств в сумме, указанной в приказе о возврате субсидии.

В случае отказа получателя субсидии добровольно возвратить определенную приказом  сумму,  центр занятости населения в течение 20 дней с момента получения  получателем субсидии приказа обращается в суд или прокуратуру.

 

2. Предприниматели

В сложных экономических условиях, когда предприниматели ставят вопрос о простое, введении режима неполного рабочего времени, предоставлении отпусков без сохранения заработной платы, проведении мероприятий по высвобождению работников, именно работники оказываются в зоне максимального риска.

В этой связи предприниматель может получить специальные субсидии на возмещение затрат на опережающее обучение своих работников, находящихся под угрозой увольнения, работающих в режиме неполного рабочего времени или отправленных в отпуск без сохранения заработной платы.

Предполагаются следующие виды обучения: профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации.

Средства на реализацию данного мероприятия предоставляются работодателю в виде субсидии на возмещение затрат на опережающее обучение. Опережающее обучение осуществляется по очной, очно-заочной (вечерней) формам обучения, может быть курсовым (групповым) или индивидуальным.

Данный вид поддержки осуществляется на основании договоров о возмещении затрат по опережающему профессиональному обучению работников, находящихся под угрозой увольнения, заключенных между уполномоченным органом (Центр занятости) и работодателями.

При этом отбор работодателей для проведения опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения, осуществляется органом, ответственным за реализацию Программы, по предложению специальной межведомственной Комиссии (входят представители ключевых министерств и ведомств региона).

Указанная Комиссия принимает решение о включении предприятия в программу на основании следующих критериев:

- предприниматель должен в письменной форме сообщитьв органы службы занятости о планируемых увольнениях сотрудников о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, не позднее чем за два месяца, а работодатель - индивидуальный предприниматель не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий. При этом необходимо указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника.

- при введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий.

- Комиссия учитывает возможность сохранения за работником, находящимся под угрозой увольнения, рабочего места или предоставление ему другого рабочего места (в том числе у другого работодателя) после обучения

Работодатель представляет на рассмотрение Комиссии следующий пакет документов:

  •    заявка на опережающее обучение с указанием численности работников, нуждающихся в обучении;
  •    список работников, нуждающихся в опережающем обучении, с указанием номера и даты приказа, подтверждающего угрозу увольнения, профессии, специальности, видов и срока обучения;
  •    копии приказов, подтверждающих угрозу увольнения работников;
  •    проект договора на опережающее обучение между работодателем и учебным заведением;
  •    смета затрат на опережающее обучение от учебного заведения (учебного подразделения работодателя), учебные планы по каждой профессии;
  •    в случае направления работников на опережающее обучение вне места постоянного проживания −смета затрат работодателя на проезд к месту обучения в другую местность и обратно, суточные расходы, осуществляемые за время следования к месту обучения и обратно; расходы по найму жилого помещения на время пребывания в другой местности.

После принятия положительного решения, Центр занятости населения заключает договор на возмещение затрат на опережающее обучение работников с работодателем, предусматривающий порядок оплаты расходов, связанных с опережающим обучением.

Договор на опережающее обучение с учебным заведением заключается работодателем после заключения договора на возмещение затрат на опережающее обучение с Центром занятости населения. Копия договора на опережающее обучение с учебным заведением представляется в Центр занятости населения.

Чтобы получить возмещение, предприниматель должен представить в Центр занятости населения следующие документы:

  •    акт сдачи-приемки выполненных работ между работодателем и учебным заведением с приложением копий приказов учебного заведения о зачислении работников на опережающее обучение, о завершении работниками опережающего обучения с указанием номеров документов (свидетельства, удостоверения и др.), выданных по завершении обучения;
  •    подтверждающие трудоустройство (сохранение рабочего места) работников, прошедших опережающее обучение, предусмотренное договором;
  •    в случае направления работников на опережающее обучение вне места постоянного проживания − документы, подтверждающие расходы на проезд до места обучения.

Возмещение затрат работодателя на опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения, производится в размере фактически произведенных им расходов.

Кому может быть предложено обучение?

Тем работникам, которым:

- невозможно подобрать подходящую работу по имеющимся у них профессиям, специальностям, уровню квалификации в данной организации;

- необходимо повысить квалификацию, изменить профессию, специальность, род занятий в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у граждан профессиональным навыкам.

Информацию о возможности получения поддержки на открытие собственного дела Вы можете найти на профильных сайтах своего региона.


Скачать: АКТ о целевом использовании субсидии.doc
Скачать: Заявление - анкета.rtf
Скачать: Предложение о предоставлении субсидии.rtf
Скачать: Приказ об оказании финансовой помощи.rtf
Скачать: Проект договора.doc


Порядок предоставления грантов начинающим предпринимателям на создание собственного дела


Для получения такой поддержки вам необходимо знать,   куда обратиться в вашем регионе. Уполномоченный орган (зачастую это министерство экономики или департамент поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства) определяет условия и правила предоставления средств областного бюджета начинающим предпринимателям на создание собственного дела, а также критерии конкурсного отбора начинающих предпринимателей, имеющих право на получение бюджетных средств, и порядок возврата бюджетных средств в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Зачастую одним из основных критериев для получения поддержки является регистрация предприятие и его деятельность менее одного года. Гранты предоставляются начинающим предпринимателям безвозмездно и безвозвратно.

Для получения денежных средств предприниматели проходят конкурсный отбор по критериям и правилам, установленным уполномоченным органом. Как правило, регион устанавливает несколько приоритетных видов деятельности, на поддержку которых выделяются деньги.

Обычно предпринимателей просят представить на конкурс следующие документы:
  • заявление об участии в конкурсном отборе;
  • проект по созданию собственного дела;
  • выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей);
  • заверенные начинающим предпринимателем копии документов, подтверждающих право на осуществление отдельных видов деятельности, если в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации для их осуществления требуется специальное разрешение;
  • заверенные начинающим предпринимателем копии бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления об участии в конкурсном отборе (иной предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах документации, если начинающий предприниматель не представляет в налоговые органы бухгалтерский баланс);
  • копию формы Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий год с отметкой налогового органа о принятии формы;
  • справку из налогового органа об отсутствии задолженности по налоговым платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды;
  • заверенные начинающим предпринимателем копии документов, подтверждающих оплату произведенных расходов за счет собственных средств на реализацию проекта по созданию собственного дела (договоров, счетов, платежных поручений и других).
Конкурс проводит и определяет победителей специальная конкурсная комиссия. После проведения конкурса начинающий предприниматель, в отношении которого принято положительное решение о предоставлении субсидии, заключает с уполномоченным органом договор о предоставлении субсидии.


Общие положения грантовой поддержки

На федеральном уровне государственная поддержка начинающих предпринимателей осуществляется по двум направлениям: по линии Минздравсоцразвития РФ и по линии Минэкономразвития РФ, при этом механизмы распределения грантов (субсидий) по данным направлениям существенно различаются.

Поддержка безработных граждан по линии Минздравсоцразвития:

Система распределения денег среди безработных, желающих стать предпринимателями, в нашей стране сложная и многоуровневая. Есть федеральные программы, есть программы субъектов федерации, есть порядок поддержки федеральными деньгами местных программ. Поэтому предоставление безвозмездных субсидий на компенсацию затрат, связанных с организацией предпринимательской деятельности и самозанятости безработных граждан регламентируется многими документами, разобраться в которых непросто.

На федеральном уровне такими документами выступают прежде всего Постановление Правительства РФ №1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ» от 31 декабря 2008 года с изменениями от 20 мая 2009-го, а также Административный регламент предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития №281 16 июня 2008 года.

Содержание данных постановлений правительства вряд ли можно считать полезным для конкретного безработного – в данных документах главным образом описывается порядок выделения федеральных субсидий регионам для финансирования различных программ занятости. Интересной для соискателя субсидий может оказаться сумма федерального финансирования, выделяемого из бюджета согласно постановлению, - 12 максимальных пособий по безработице (4900 руб.), то есть 58 тыс. рублей на одного человека.

Административный регламент – документ более полезный, зная его положения, безработный окажется подготовленным к общению с сотрудниками службы занятости, так как уже будет знать, что его ждет. В частности, он окажется осведомлен о том, как с ним должны разговаривать по телефону (вежливо, подробно информируя), сколько положено ждать в очереди, какие документы от него потребуют и что может послужить причиной отказа в предоставлении ему государственной услуги.