Программы поддержки Формы и виды поддержки Инфраструктура поддержки Реестр субъектов получателей поддержки Законодательство

Календарь событий

СЕНТЯБРЬ 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Колонка эксперта

Разъяснения по основным моментам участия субъектов малого предпринимательства (СМП) в государственных и муниципальных закупках

При подготовке к госзаказу необходимо знать следующие основные моменты:

Основным законодательным актом, регламентирующим вопросы участия малого бизнеса в торгах, является Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

Законом № 94-ФЗ закреплена обязанность государственных и муниципальных заказчиков осуществлять размещение заказов у СМП в размере не менее чем 10 и не более чем 20 % общего годового объема поставок товаров (работ, услуг) в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ путем проведения специальных процедур, предусмотренных для МСП (исключение – поставки для нужд обороны страны и безопасности государства) – статья 15. При этом, предусмотрена административная ответственность должностного лица государственного или муниципального заказчика за неразмещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства - штраф в сумме 50 тыс. руб. (часть 11 ст. 7.30 КоАП РФ). Для информации – пока не установлена административная ответственность должностных лиц заказчика за необоснованный отказ от подписания акта приема-сдачи товара, работы или услуги, а также за необоснованную задержку оплаты по контракту (данные инициативы находятся в стадии разработки).

Перечень товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у МСП утвержден Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2009 г. № 237 «Об установлении начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства…»;

Информация о закупках размещается на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru и на официальных сайтах субъектов Федерации. Информацию об этих сайтах тоже можно получить на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Информация о муниципальных заказах содержится на официальных сайтах муниципальных образований;

Размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме (электронные аукционы проходят на 5 федеральных торговых площадках). Извещение о проведении торгов и конкурсная документация размещаются на сайте той электронной площадки, на которой будет проходить размещение заказа. С 1 января 2011 г. должен начать работу единый общероссийский портал, на котором будет сосредоточена вся информация о размещаемых заказах по стране, включая электронные закупки.

Для получения дополнительной полезной информации об участии в электронных аукционах (ответы на  наиболее часто задаваемые вопросы и подборка видеопособий), советуем Вам ознакомиться с материалами, размещенными по адресу http://st34.ru/index.php/2009-06-28-18-04-23/2009-06-30-11-32-36/74-2010-07-02-15-55-21;

Размер обеспечения заявки на участие в конкурсе (аукционе) составляет 2 % от начальной (максимальной) цены контракта;

В настоящее время в качестве способа обеспечения исполнения обязательств по контракту не принимаются гарантии страховых компаний (только банковские гарантии кредитных организаций). Таким образом, предоставлением гарантий страховых компаний будет считаться ненадлежащим обеспечением.

Для участия в госзакупках необходим оборотный капитал. Его величина зависит от начальной цены государственного контракта. Чем больше цена, тем больше понадобится финансовых ресурсов. При планировании затрат необходимо учесть - средства на подготовку заявки; средства на обеспечение заявки; средства на выполнение условий контракта (в случае оплаты поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг заказчиком только после выполнения условий контракта).

Самым важным этапом участия в закупках является правильная подготовка заявки (алгоритм действий):

1. Прежде всего, ознакомьтесь с основными требованиями к участникам торгов, определенными ст. 11 Закона № 94-ФЗ:

соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов;

- непроведение ликвидации участника размещения заказа - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника размещения заказа - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

- неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе;

- отсутствие задолженности по налогам, сборам, иным обязательным платежам за прошедший год, размер которой превышает 25 % балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

В числе дополнительных требований, которые вправе установить заказчик к участникам размещения заказа: обладание участниками размещения заказа исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением государственного или муниципального контракта заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности, отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (части 2-3 ст. 11 Закона). Информация о недобросовестных поставщиках размещена на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и имеет свободный доступ.

2. Внимательно изучите документацию по торгам (требования к содержанию конкурсной или аукционной документации определены ст. 22, ст. 34 Закона № 94-ФЗ) на ее соответствие требованиям нормативно-правовых актов о государственных и муниципальных закупках.
В случае возникновения вопросов, в случае выявления нарушений законодательства применительно к содержанию технического задания или критериев оценки заявок участников размещения заказа, необходимо запросить у заказчика по установленной форме, указанной в документации, разъяснения. Порядок запроса и ответа на разъяснение определен в ст.24 Закона № 94-ФЗ.

3. Подготовьте заявку строго в соответствии с требованиями конкурсной (аукционной) документации. Рекомендуем не вносить никаких изменений в текстовую часть или при заполнении таблиц. Это может быть причиной отклонения заявки на основании п.4 ч.1.ст.11 Закона (несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе).

4. Включайте в состав заявки только документы, определенные ч.3 ст.25 и ч.2 ст.35 Закона № 94-ФЗ. Лишние документы не будут учитываться заказчиком при оценке вашей заявки, но могут послужить причиной ее отклонения.

5. Заявка должна быть прошита в соответствии с требованиями ч.3.3 ст.25 Закона о размещении заказа.

6. В заявке на участие в конкурсе декларируется соответствие участника размещения заказа требованиям, предусмотренным в пунктах 2-4 ч.1 ст.11 Закона № 94-ФЗ. Обязательно задекларируйте требования, предусмотренные в пунктах 2-4 ч.1 ст.11 Закона № 94-ФЗ (отсутствие задолженности и пр.), даже если это не указано в конкурсной (аукционной документации).

7. Своевременно перечислите обеспечение заявки на участие в торгах (если оно требуется). В составе заявке должно быть платежное поручение с отметкой банка (синяя печать) о приеме к исполнению.

8. Важно своевременно подать заявку государственному заказчику на участие в торгах.

9. Рекомендуем вести аудио или видеозапись процедуры вскрытия конвертов или проведения аукциона. Это поможет Вам подготовить жалобу в случае нарушения ваших прав и интересов заказчиком при проведении торгов. Обратите внимание - заказчик не имеет право запретить вам аудио - видеосъемку, это разрешено ч.9 ст.26 и ч.9 ст.37 Закона № 94-ФЗ.

10. Все процедуры торгов должны оформляться протоколами, которые размещаются на официальном сайте на следующий день после подписания членами комиссии.

11. Государственный (муниципальный) заказчик обязан направить всем участникам размещения заказа уведомление о признании участником торгов или об отказе в допуске участия в торгах. Сроки определены Законом № 94-ФЗ (ст. 27).

12. В случае признания вас победителем торгов заказчик обязан вам передать в течение трех дней проект государственного контракта. Он обязан включить в этот контракт условия его выполнения, предложенные в вашей заявке. Обратите особое внимание - государственный контракт должен полностью соответствовать проекту государственного контракта находящегося в составе конкурсной (аукционной) документации. Внесение изменений недопустимо.

13. Отказ от заключения государственного контракта влечет включение в Реестр недобросовестных поставщиков и запрет участвовать в государственных и муниципальных закупках в течение 2-х лет.

14. Порядок обжалования действий заказчика определен Главой 8 (ст. 57-58).  

- Любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке определенным законом о размещении заказов, действия (бездействие) заказчика, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа;

- Обжалование действий (бездействия) заказчика, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии допускается в любое время размещения заказа, но не позднее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокола аукциона и не позднее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона, проведенного в соответствии с ч.3 ст.40 настоящего Федерального закона, протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.

- По истечении данного срока обжалование осуществляется только в судебном порядке.

Обратите внимание - Закон № 94-ФЗ позволяет обжаловать действие заказчиков в досудебном порядке. Уполномоченным органом по контролю за размещением государственных и муниципальных заказов Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. №94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд» определена Федеральная антимонопольная служба. Срок рассмотрения жалобы в Федеральной антимонопольной службе составляет 5 рабочих дней, со дня следующего за днем подачи жалобы. Практика основных нарушений, допускаемых заказчиками, и практика рассмотрения дел ФАС России размещена на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ruв разделе «Контроль над размещением госзаказов».