Программы поддержки Формы и виды поддержки Инфраструктура поддержки Реестр субъектов получателей поддержки Законодательство

Календарь событий

ДЕКАБРЬ 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31  

Опрос

Разъяснения по основным моментам участия субъектов малого предпринимательства (СМП) в государственных...: Портал малого и среднего предпринимательства

Ошибка 404

Страница не найдена

Страница, которую вы запросили, отсутствует на нашем портале.

Возможно, вы ошиблись при наборе адреса или перешли по неверной ссылке.

Колонка эксперта

Разъяснения по основным моментам участия субъектов малого предпринимательства (СМП) в государственных и муниципальных закупках

При подготовке к госзаказу необходимо знать следующие основные моменты:

Основным законодательным актом, регламентирующим вопросы участия малого бизнеса в торгах, является Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

Законом № 94-ФЗ закреплена обязанность государственных и муниципальных заказчиков осуществлять размещение заказов у СМП в размере не менее чем 10 и не более чем 20 % общего годового объема поставок товаров (работ, услуг) в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ путем проведения специальных процедур, предусмотренных для МСП (исключение – поставки для нужд обороны страны и безопасности государства) – статья 15. При этом, предусмотрена административная ответственность должностного лица государственного или муниципального заказчика за неразмещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства - штраф в сумме 50 тыс. руб. (часть 11 ст. 7.30 КоАП РФ). Для информации – пока не установлена административная ответственность должностных лиц заказчика за необоснованный отказ от подписания акта приема-сдачи товара, работы или услуги, а также за необоснованную задержку оплаты по контракту (данные инициативы находятся в стадии разработки).

Перечень товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у МСП утвержден Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2009 г. № 237 «Об установлении начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства…»;

Информация о закупках размещается на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru и на официальных сайтах субъектов Федерации. Информацию об этих сайтах тоже можно получить на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Информация о муниципальных заказах содержится на официальных сайтах муниципальных образований;

Размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме (электронные аукционы проходят на 5 федеральных торговых площадках). Извещение о проведении торгов и конкурсная документация размещаются на сайте той электронной площадки, на которой будет проходить размещение заказа. С 1 января 2011 г. должен начать работу единый общероссийский портал, на котором будет сосредоточена вся информация о размещаемых заказах по стране, включая электронные закупки.

Для получения дополнительной полезной информации об участии в электронных аукционах (ответы на  наиболее часто задаваемые вопросы и подборка видеопособий), советуем Вам ознакомиться с материалами, размещенными по адресу http://st34.ru/index.php/2009-06-28-18-04-23/2009-06-30-11-32-36/74-2010-07-02-15-55-21;

Размер обеспечения заявки на участие в конкурсе (аукционе) составляет 2 % от начальной (максимальной) цены контракта;

В настоящее время в качестве способа обеспечения исполнения обязательств по контракту не принимаются гарантии страховых компаний (только банковские гарантии кредитных организаций). Таким образом, предоставлением гарантий страховых компаний будет считаться ненадлежащим обеспечением.

Для участия в госзакупках необходим оборотный капитал. Его величина зависит от начальной цены государственного контракта. Чем больше цена, тем больше понадобится финансовых ресурсов. При планировании затрат необходимо учесть - средства на подготовку заявки; средства на обеспечение заявки; средства на выполнение условий контракта (в случае оплаты поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг заказчиком только после выполнения условий контракта).

Самым важным этапом участия в закупках является правильная подготовка заявки (алгоритм действий):

1. Прежде всего, ознакомьтесь с основными требованиями к участникам торгов, определенными ст. 11 Закона № 94-ФЗ:

соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов;

- непроведение ликвидации участника размещения заказа - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника размещения заказа - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

- неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе;

- отсутствие задолженности по налогам, сборам, иным обязательным платежам за прошедший год, размер которой превышает 25 % балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

В числе дополнительных требований, которые вправе установить заказчик к участникам размещения заказа: обладание участниками размещения заказа исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением государственного или муниципального контракта заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности, отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (части 2-3 ст. 11 Закона). Информация о недобросовестных поставщиках размещена на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и имеет свободный доступ.

2. Внимательно изучите документацию по торгам (требования к содержанию конкурсной или аукционной документации определены ст. 22, ст. 34 Закона № 94-ФЗ) на ее соответствие требованиям нормативно-правовых актов о государственных и муниципальных закупках.
В случае возникновения вопросов, в случае выявления нарушений законодательства применительно к содержанию технического задания или критериев оценки заявок участников размещения заказа, необходимо запросить у заказчика по установленной форме, указанной в документации, разъяснения. Порядок запроса и ответа на разъяснение определен в ст.24 Закона № 94-ФЗ.

3. Подготовьте заявку строго в соответствии с требованиями конкурсной (аукционной) документации. Рекомендуем не вносить никаких изменений в текстовую часть или при заполнении таблиц. Это может быть причиной отклонения заявки на основании п.4 ч.1.ст.11 Закона (несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе).

4. Включайте в состав заявки только документы, определенные ч.3 ст.25 и ч.2 ст.35 Закона № 94-ФЗ. Лишние документы не будут учитываться заказчиком при оценке вашей заявки, но могут послужить причиной ее отклонения.

5. Заявка должна быть прошита в соответствии с требованиями ч.3.3 ст.25 Закона о размещении заказа.

6. В заявке на участие в конкурсе декларируется соответствие участника размещения заказа требованиям, предусмотренным в пунктах 2-4 ч.1 ст.11 Закона № 94-ФЗ. Обязательно задекларируйте требования, предусмотренные в пунктах 2-4 ч.1 ст.11 Закона № 94-ФЗ (отсутствие задолженности и пр.), даже если это не указано в конкурсной (аукционной документации).

7. Своевременно перечислите обеспечение заявки на участие в торгах (если оно требуется). В составе заявке должно быть платежное поручение с отметкой банка (синяя печать) о приеме к исполнению.

8. Важно своевременно подать заявку государственному заказчику на участие в торгах.

9. Рекомендуем вести аудио или видеозапись процедуры вскрытия конвертов или проведения аукциона. Это поможет Вам подготовить жалобу в случае нарушения ваших прав и интересов заказчиком при проведении торгов. Обратите внимание - заказчик не имеет право запретить вам аудио - видеосъемку, это разрешено ч.9 ст.26 и ч.9 ст.37 Закона № 94-ФЗ.

10. Все процедуры торгов должны оформляться протоколами, которые размещаются на официальном сайте на следующий день после подписания членами комиссии.

11. Государственный (муниципальный) заказчик обязан направить всем участникам размещения заказа уведомление о признании участником торгов или об отказе в допуске участия в торгах. Сроки определены Законом № 94-ФЗ (ст. 27).

12. В случае признания вас победителем торгов заказчик обязан вам передать в течение трех дней проект государственного контракта. Он обязан включить в этот контракт условия его выполнения, предложенные в вашей заявке. Обратите особое внимание - государственный контракт должен полностью соответствовать проекту государственного контракта находящегося в составе конкурсной (аукционной) документации. Внесение изменений недопустимо.

13. Отказ от заключения государственного контракта влечет включение в Реестр недобросовестных поставщиков и запрет участвовать в государственных и муниципальных закупках в течение 2-х лет.

14. Порядок обжалования действий заказчика определен Главой 8 (ст. 57-58).  

- Любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке определенным законом о размещении заказов, действия (бездействие) заказчика, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа;

- Обжалование действий (бездействия) заказчика, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии допускается в любое время размещения заказа, но не позднее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокола аукциона и не позднее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона, проведенного в соответствии с ч.3 ст.40 настоящего Федерального закона, протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.

- По истечении данного срока обжалование осуществляется только в судебном порядке.

Обратите внимание - Закон № 94-ФЗ позволяет обжаловать действие заказчиков в досудебном порядке. Уполномоченным органом по контролю за размещением государственных и муниципальных заказов Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. №94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд» определена Федеральная антимонопольная служба. Срок рассмотрения жалобы в Федеральной антимонопольной службе составляет 5 рабочих дней, со дня следующего за днем подачи жалобы. Практика основных нарушений, допускаемых заказчиками, и практика рассмотрения дел ФАС России размещена на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ruв разделе «Контроль над размещением госзаказов».